Всегда считались цветом нации –
кто был, кто есть, кто будет в авиации!
16 августа, в День Военно-воздушного флота возле бывшего Летного училища собрались выпускники 1968 — 1993 годов. Радостные объятия, перебежки от группы к группе, похлопывания по плечу – очень веселая и доброжелательная обстановка.
Как в старые добрые времена, построились на плацу для поздравления и добрых слов от ветеранов. Правда, в их время плац был гладким, а сейчас везде пробивается зеленая трава. Жалко и старенького «МИГа», давно поставленного в качестве памятника, но к сегодняшнему дню ободранного до неузнаваемости. С тех пор прошли годы, а жизни курсантов сложились по-разному. Ох, как по-разному!
Среди выпускников 1973 года стоял Александр Галуненко. После черниговского училища, уже имея летный опыт, он закончил школу летчиков-испытателей при Министерстве авиационной промышленности. Этот легендарный заслуженный летчик-испытатель СССР вошел в Книгу рекордов Гиннесса за то, что только в одном полете на «Ан -225» "Мрия" установил сразу 110 мировых авиационных рекордов.
— Смысл жизни любого летчика-испытателя – «поднять» несколько новых самолетов. Работая в в Киевском авиационном научно-техническом комплексе имени О. Антонова, я испытывал «Мрию», «Руслан», «АН-70». Испытание самолета – процесс длительный. Летчик должен ответить, насколько самолет соответствует нормам летной годности. И только после этого самолет получает сертификат и идет в серийное производство. Высокое звание Героя Украины с вручением ордена «Золотая Звезда» № 1 я в 1999 году получил из рук президента Кучмы: так меня наградили за мужество, проявленное во время летных испытаний. Но испытатель должен проявлять героизм, и я делал это много раз. Путь к выпуску самолета труден. И хорошо, что отказ машины проявляется во время испытаний, а не позже, когда в нем летят обычные люди.
Особенно радовались выпускники 1983 года, ведь у них юбилей – 25-летие со дня окончания училища. Пять лет тому назад тоже встречались, но тогда народа собралось гораздо меньше. В этом году организацией встречи занялся Юрий Карташев, президент «Укравтозапчасти», и результат не замедлил сказаться.
Юрий Карташев
— 25 лет – это крайний срок службы, когда летчики выходят в отставку и их еще можно собрать для встречи. Из 195 человек нашего выпуска 13-ти уже нет в живых. Остальных жизнь поразбросала: 97 человек прибыли из Владивостока, Хабаровска, Москвы, Анадыря — со всех уголков бывшего Союза. Подготовку к встрече мы начали полгода тому назад, задействовали интернет, телеграф, телефонную связь. После развала Союза многие поменяли адреса, не все нашли себя в новой жизни. Да и я семь лет служил по заграницам, закончил Военно-воздушную академию, но так как я украинец, то и вернулся на родину.
Сейчас среди нас есть и полковники, и летчики-испытатели, но мы все помним, какими были тогда, в казарме, когда складывались наши отношения. Все так и осталось. У летчиков нет званий, в небе все равны.
Сергей Бурнацев
— Командиром роты я служил с 1974-го по 1995 год. Потом оказалось, что летчики-истребители Украине не нужны, училище ликвидировали. Курсантов, которые к тому времени не закончили учебу, перевели в харьковское училище, а здесь сначала устроили летную базу, а позже – только военный лицей. А ведь готовили великолепных специалистов, летали по 70 часов в год — сейчас действующие летчики столько не летают.
Тогда ребята очень сердились и обижались на меня из-за строгости. Но я-то понимал, для чего это делаю, – у них скоро будут свои подчиненные, которых также надо обучать азам службы, и в ответ говорил им: «За меня отомстят ваши подчиненные». Сегодня я услышал от них столько хорошего! А характеры у них не изменились, даже опаздывают сегодня так же, как 25 лет тому назад.
Алексей Сидоров
— Я, как большинство курсантов, с детства хотел стать летчиком. Учился без проблем, разве что был балбесом по дисциплине. Но результат оказался неплохой – наша эскадрилья, тогда единственная в Союзе, на первом курсе летала на учебных дозвуковых «Л-39», а следующие три курса на боевых «МИГ-21». Все прежние выпуски летали на учебных самолетах первые два курса. Из нас получились лучшие летчики, а лучшее всегда оставляют себе, и командир эскадрильи тогда принял решение, которым мы были недовольны, – всю эскадрилью оставили в училище инструкторами. А мы все, конечно, мечтали летать в полку. Я учил курсантов сначала в Городне, потом в Чернигове – на «МИГ-23».
В 1986 году, когда был в отпуске в Таллинне, узнал о чернобыльском взрыве. Позвонили сюда – никто ничего не знает. По возвращении домой – два часа на сборы и — в Чернобыль, заводили вертолеты на цель. Не дай бог увидеть опять то, что там видел. Как отстреливали мародеров в Припяти. Как закончился жидкий азот, который сбрасывали в бочках, заменили его другим составом, и огонь разгорелся вновь, а в это время «Красная Звезда» писала о том, что пожар погасили. Самое обидное, что до 1992 года мне пришлось доказывать свое участие в тех событиях, несмотря на то, что и в личном деле, и в других документах были соответствующие записи. В дополнение к этому требовали фотографию на фоне станции, показания двух свидетелей и многое другое.
Уже тогда я понял, насколько мы далеки от реальной жизни, понял, что нужно гражданское образование. Поэтому закончил Киевский экономический институт, пробовал себя в бизнесе. Сейчас помогаю в судебных процессах военным пенсионерам, которым неправильно – на 40 — 50 тысяч меньше — насчитали пенсии.
Сегодняшняя встреча необыкновенная. Многие ребята внешне очень изменились. Некоторые не приехали – не выдержали перехода из того состояния, когда мы были востребованы, а потом в одночасье стали никому не нужны. Но до сих пор я не знаю ничего лучшего, чем летать.
Сергей Плешков
— Хоть я и закончил училище с красным дипломом, но жизнь моя сложилась так, что никакие блага государства, предоставленные другим, более удачливым моим сокурсникам, меня не коснулись. После окончания училища я не поспешил во Владивосток, на место службы, сходил в отпуск, а напрасно: первые прибывшие на место закрепились во Владивостоке, а я попал в гарнизон в Озерной Пяди, куда телеграммы шли неделями. К тому же со мной случилась неприятная история – пропал партийный билет, но я подозреваю, что его украли. Перед этим нам объявили, что будет распределяться одно место в военную академию, а я был тогда серьезным претендентом – красный диплом, не пил, не курил.
Попал в Афганистан на 14 месяцев. На военно-транспортном вертолете мы забрасывали и возвращали десант, возили боеприпасы, мертвых, раненых. Вернулся я в тот же гарнизон и в течение четырех лет писал рапорта с просьбой перевести меня на самолет. Наконец мне сказали открытым текстом, что до пенсии мне осталось совсем немного, и вообще, они спасли меня от гибели. Дело в том, что звено, в котором я бы летал, если бы восстановился, на учениях столкнулось с морем. Дело было возле Курильских островов, где иногда облачность так плотно прижимает самолет к воде, что не разберешь, где заканчивается воздух. Приборы тоже не отследили эту границу, и два самолета из звена воткнулись в воду на скорости тысяча километров в час и разбились на мелкие кусочки от гидравлического удара. Вторая пара каким-то чудом вывернулась и взлетела.
Сегодняшняя встреча меня по-хорошему удивила. Полгода тому назад Юра Карташев вычислил меня в Интернете и пригласил заранее. Поэтому я смог организоваться с переездом по воинскому требованию, иначе две тысячи долларов на переезд в одну сторону не нашел бы. Последние годы я служу в Анадыре на Чукотке. Вот-вот уйду на пенсию, что буду делать дальше – не знаю.
Сергей Герасимчук
— При поступлении в училище тогда был большой конкурс – около 700 человек, из них 240 поступили, 160 успешно учебу закончили. Учиться было приятно – от простого к сложному, хотя и трудно, но трудности сопровождают всю жизнь летчика. И я не исключение. С начала службы у меня шел хороший карьерный рост – шесть лет на Дальнем Востоке, потом Военно-политическая академия в Москве – гуманитарное направление, а после путча в России я перешел в командный состав. Служил заместителем командира авиабазы в Стрие Львовской области, командиром полка, должен был стать командиром дивизии. Но с переездом в Украину в моей службе начались проблемы, и до сих пор я не могу придти в состояние, соответствующее моей подготовке. Никогда мне не давали служебного жилья, и до сих пор я полковник без квартиры. Сейчас полагаюсь только на себя, создал предприятие по производству счетчиков электрической энергии, надеюсь таким образом поправить состояние дел. Я думаю, мне это удастся благодаря жизненной школе, которую я прошел в черниговском училище, умению преодолевать трудности, стиснув зубы.
Общалась Лариса Добрынина, «Взгляд»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.