Как готовить ребенка к школе? Обратилась к Валентине Шевченко, учительнице школы № 8. Стаж работы 36 лет.
— Самое главное перед школой для ребенка — хорошо отдохнуть. Осталось не так много времени, но еще можно поехать на природу, на речку, лепить из песка замки, купаться, загорать, играть в подвижные игры. Побольше общайтесь с ним. И не заставляйте его читать, тем более, не учите ребенка писать. Он идет в школу, чтобы всему научиться.
Лучше делать с ребенком развивающие упражнения— пусть рисует красками, фломастерами, карандашами, лепит из пластилина, чтобы развивались пальчики. Пусть делает упражнения, вроде он играет на пианино, на трубочке, на чем угодно.
Портфель. Не старайтесь набить портфель дорогими вещами. Покупайте обыкновенные тетради. Если хотите, чтобы там было что-то нарисовано, пускай. Это хорошо действует на ребенка, особенно, если на картинке изображен его любимый герой. Кто-то любит Шрека, кто-то кота Матроскина. На очень гладкой полированной бумаге ручка дает пропуски. Поэтому для первоклассника лучше все-таки тетради с не очень гладкими листами.
Ручка лучше самая обыкновенная, тонкая, дешевая. Толстую ручку маленькие пальчики не удержат. Надо, чтобы ручек в пенале было, как минимум, две. Дети с удовольствием делятся ручками с одноклассниками. Я напоминаю, чтобы в конце урока тот, кому ее дали попользоваться, поблагодарил и вернул, — продолжает Валентина Алексеевна.
Когда одевать золото, брильянты? Сразу или потом?
—Те времена, когда девочкам не разрешали носить золотые сережки, давно прошли. Когда моя дочь Анжела училась в школе, директор забрал у нее серьги и они пролежали у него в сейфе до самого выпускного. Сейчас можно и брильянты. Единственная просьба, не говорить о том, что в ушах брильянты. Сейчас много детей ходит с золотыми цепочками, крестиками.
Что учат?
Рассказывает Ирина Евтушенко, учитель-методист лицея № 32, стаж работы в начальной школе 30 лет:
— В первом классе есть такие предметы: чтение, письмо, математика, ознакомление с окружающим миром, труд, рисование, музыка, физкультура, основы здоровья.
Обучение грамоте состоит из двух предметов — чтение и письмо. На уроке чтения Ирина Евтушенко мы букву учим, на уроке письма — пишем. И так 4 дня подряд, одну и ту же букву. Не скучно ли это? Совсем нет. Каждый урок разный. И загадки, и скороговорки, и развиваем логику. Делаем упражнения для глаз, для пальчиков.
Буквы учим целый год. Праздник букваря в мае. А заканчиваем учить букварь в апреле.
Учебники для первого класса дают в школе. Пособия по всем предметам будут покупаться за родительские деньги. Мы насчитали на сумму около 60 гривен. Это прописи и дополнительные учебники.
Чем кормят?
— Питание в начальных 1-4 классах школы бесплатное. Деньги выделяет городской совет. Детей кормили в прошлом году на сумму 3,60 а день, — говорит зав. производством столовой лицея № 32 Валентина Бурнос. — Пока сумма не изменилась. Едят дети после второго урока, в 9.30. Эти завтраки мы называем бутербродники. Те первоклашки, которые остаются на продленку, могут обедать. Обед в 13.00. Он оплачивается родителями. Стоимость обеда в среднем 4,40 грн. в день. Бесплатно могут питаться льготные категории — сироты, полусироты, инвалиды и дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети под опекой и по акту. В обед входит: первое (супы, борщи, рассольники), порция 250 г; второе (гарнир— 100 г, котлета мясная, рыбная — 50 г); компот из фруктов, сок или напиток, 20 г.
В меню у нас фрукты и овощи, соки. Каждый день другая еда. Ни разу за неделю меню не повторяется. Малообеспеченные дети все с первого по 11 класс едят на сумму 4,10. В меню есть колбаски рыбные, салаты овощные, разные гарниры, сыр, чай, биточки, сырники, омлеты.
а что вы помните?
Рассказывает мама городского головы Александра Соколова Нина Пантелеевна:
— В первый класс Саша пошел в 1968 году. Начальные классы учился в школе № 18, позже ходил в 21-ую. Очень любил первую учительницу Марию Ивановну Довженко (как и все дети в классе).
Тогда еще писали простыми ручками и пером. Саша очень старался, правильно ставил нажим, у него был каллиграфический почерк. Если делал СЕЙЧАС... ошибку или ставил нечаянно кляксу, снимал листочки, ставил новые и переписывал начисто. Никогда не вытирал в тетради. Лучше перевисать, чем подать Марье Ивановне грязную тетрадь. Эта привычка аккуратности осталась и в старших классах.
Сашу учительница ставила в пример. Когда после физкультуры другие дети не могут понаходить свои вещи, а у Саши — все сложено на стульчик.
Саша был очень активным с детства. Если не хоккей или футбол, бежит во дворец химиков. Там он с третьего класса пел в детском хоре мальчиков под руководством Петра Григорьевича Зуба. А с папой любил ходить нз футбол как болельщик.
Дай Бог всем таких детей. Окна не бил, не хулиганил. Мы всегда знали, где он. Еще читать любил. Сначала — сказки, потом литературу посерьезней.
Анатолий Залесский, начальник областного управления образований, депутат областного совета:
— В начальную школу я пошел в селе Якубовка Черниговского района. Учился там до четвертого класса. Уже после доучивался в Чернигове. Запомнился темно-бордовый, очень красивый сарафан первой учительницы и галифе мужа второй учительницы. Они жили в школе. И каждую большую перемену (20 минут после второго урока) он заходил е класс и заносил нам еду. Печенье, чай, масло, еще что-то. Мы убирали с парт книжки и обедали.
В школе была домашняя атмосфера. Вместе ставили и украшали елку, приносили из дома игрушки. Нас водили на подсобное хозяйство при школе — ухаживали за морковкой, картошкой...
А классы у нас тогда комплектовались: первый учился вместе с третьим, второй — с четвертым. Сидят слева шесть учеников одного класса, справа — другого. А учительница одна. Но это не мешало нам быть отличниками.
Еще надо было обязательно ходить в форме. Суконные брюки, гимнастерка темно-серого цвета. Обязательно пояс, похожий на солдатский, ранец. И фуражка. Чернильница, ручка с пером. Обязательно — счетные палочки, 10 штук, перевязанные резинкой. Их мы делали сами, вырезали из дерева. Я делал из желтой акации, она росла возле дома. Каждый день вели дневник наблюдений, где записывали показания погоды: ясно, холодно...
Владимир Герасимов, заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии городской больницы № 2, областной и городской сосудистый хирург:
— В школу ходил в городе Пинск Брестской области. Это было послевоенное время, когда рождалось много детей. У нас в классе было 42 человека, и все, в основном, из бедных семей. Первая учительница — уже немолодая женщина, лет за 60.
Родители выстаивали очереди в магазинах, чтобы купить нам учебники. А потом старшие классы свои книжки оставляли младшим.
Писали чернилами, перьевыми ручками. Надо было иметь 11-1 номер, назывался «Пионер». Никому не разрешали писать тонкими «скелетиками». В тетрадях учили правописанию сначала карандашом. Потом, кто уже научился, тому раньше всех разрешали писать чернилами. Каждый в портфеле носил чернильницу. Был предмет каллиграфия.
Елена Гобанова, Наталья Васильева (еженедельник «Весть» №33)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.