Уик-енд с дозиметром в руках
Середа, 4 квітня 2012 16:30 | Переглядів: 2471
Уик-енд с дозиметром в руках
Недавно прочитал на просторах «этих наших интернетов», что опять разрешили
экскурсионные поездки в Чернобыльскую Зону и вспомнил, как меньше года назад успел там побывать. Разные люди по разному относятся к такому развлечению: кто-то боится этого места, кто-то наоборот мечтает туда попасть. Любителям верить в разные «страшилки» и легенды могу смело заявить, что в Зоне 99% нет разгуливающих двуглавых телят, крыс в человеческий рост, грибов, размером с куст, «псевдособак» и прочих монстров и нечисти. Один процент все же оставим на всякий случай, так как не все же подвалы и чердаки я обошел.
Но все по порядку.
Дорога до Чернобыльской Зоны занимает около 3-4 часов, поэтому выезжать пришлось рано. Бодро проснувшись в выходной день, в пять утра, собрав необходимые вещи, обед и документы, я отправился на точку сбора группы отчаянных туристов. Вставало солнце, пели птицы, и, греясь в утренних лучах, и отбрасывая огромную тень на еще дремлющие деревья стоял наш автобус. Лет ему было примерно тридцать. В общем, еще то удовольствие! Поскрипывая и раскачиваясь автобус привез меня и всю группу к первому месту маршрута.
КПП «Дитятки» (Радиация в пределах нормы). Там нас встретили совсем не «дитятки», а серьезные мужчины в камуфлированных костюмах. Проверили документы и пропустили. И вот теперь уже Зона. Обычная межрегиональная дорога, с двух сторон лес, но асфальт ровненький, разметка идеальная. Видимо для высоких чинов постарались.
Пункт второй: Чернобыль. (Радиационный фон в норме). Приятный, чистый, убранный городок, где живут вахтовым методом работники Зоны. На автовокзале есть магазин, где можно купить повседневные продукты и даже прикольную сувенирную символику. На бывшем футбольном поле выставлена техника, которая принимала участие в ликвидации катастрофы (Фон заметно выше на поле – примерно 60 мкР/ч. Технику не проверял, страшно). В центре находится аллея, где перечислены все населенные пункты, которые были закрыты или уничтожены после аварии. На выезде из города стоит памятник посвященный пожарным-ликвидаторам.
Пункт третий: КПП «Лелев» (Фон увеличивается. От 50 мкР/ч и выше). Это въезд в десятикилометровую зону. Документы не проверяют, едем дальше.
Пункт четвертый: ЧАЭС. (Фон 30-40 мкР/ч.). Внешне – активно работающая станция. Но вдали виднеются недостроенные 5-й и 6-й энергоблоки. Красиво и страшно. Дальше пруд-охладителя. Там живут огромные карпы и сомы. Я таких нигде не видел. Обязанность каждого посетителя станции – накормить их! Рыбы наглые, никого не боятся и выплывают сразу, как только кто-то появляется на мосту. Сомы с легкость проглатывают половину хлеба. Удивительное зрелище! Далее смотровая площадка 4-го энергоблока (Фон зашкаливает от 150 до 1500 мкР/ч.). Он огромен, его знает весь мир, он – одна из самых больших катастроф в истории человечества...
Едем дальше.
«Мост смерти». Говорят, что во время Аварии, фон был здесь настолько велик, что все, кто стоял на мосту, умирали через 15 минут. И миф ли это?
Пункт пятый: Припять. (Фон разный от 50 мкР/ч и до бесконечности). Огромное количество растений заселило город вместо людей. Там, где были скверы и парки, сейчас выросли леса. Деревья везде: растут из-под асфальта, на балконах и крышах домов, сквозь фундаменты зданий.
Площадь. Предупредили, что на мох наступать нельзя слишком фонит! ДК «Энергетик», универмаг, гостиница «Полесье» - все полуразваленное, разбросаны предметы. Внутри помещений остались вещи, которые больше четверти века лежат на тех же местах. Старые советские плакаты с изображениями Ленина, Сталина и других вождей давно несуществующей страны, с лозунгами прошедшей эпохи. Пустые бутылки из-под напитков, которые никто не производит уже много лет. Колесо обозрения, проработавшее лишь один день, который теперь знает каждый человек в мире. Совсем другой мир. Мир забытый, но существующий там, где давно нет шумных улиц, смеющихся детей и разноцветных витрин. Мир, который замер в один день!
В «жилых многоэтажках» кое-где осталась мебель, но нет ни батарей, ни кабелей, ни всего, что можно сдать или продать. Вынесли мародеры. Даже давно замершие лифты разобраны на «полезные ископаемые».
Детские сад и школа заполнены противогазами, лежащими на полу, в коробках, на подоконниках, и детскими игрушками, разбросанными и выцветшими от времени. Тетради, которые остались в классах ждать своих хозяев, но за ними уже никто и никогда не вернется.
Речной порт Припяти. Когда-то давно – прекрасное место с умопомрачительным видом, а сейчас одно из наиболее загрязненных мест. (Фон более 1000 мкР/ч). Там же стоят старые автоматы с газированной водой и, кем-то забытый, а может и специально поставленный советский «граненый» стакан. Описывать этот город-призрак можно вечно, но увидеть – это совсем иное.
26 апреля 1986 года прогремел взрыв. Взрыв, который содрогнул планету, который унес сотни жизней и стер десятки населенный пунктов. 27 апреля 1986 года люди покинули город. Покинули его и мы. Сели в свой «цветастый» «развеселый» автобус и отправились домой.
Проезжая «рыжий» лес, брошенные и закопанные поселки, буяющие леса, проходя с опаской дизконтроль (одежду настоятельно рекомендовали выкинуть), гид рассказывал нам, что после отселения людей, в Зоне появилось много животных, были завезены Лошади Пржевальского, кондоры, пришли медведи из белорусских лесов.
Природа начала восстанавливать, пускай и не сразу, а по чуть-чуть, то, что уничтожил человек.
Со временем Припять исчезнет совсем, и в памяти останутся лишь истории и легенды. Будут фото и видеозаписи. Но память о Чернобыльской Катастрофе останется уроком всему человечеству. По крайней мере, я эту поездку не забуду никогда.
Артем Дулин, журнал «BOOM!» №3 (23)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.