Угол улиц Софии Русовой (бывшая 9 января) и Мстиславской. Девятиэтажки стоят полукругом. Зеленая зона перед ними сейчас больше напоминает не сквер, тихий и уютный, а поле военных действий. Заборы повалены, вокруг заасфальтированной площадки вбиты колья, лавочки выворочены. Обугленный клен. «Абсолютно здоровое дерево обливали бензином и подожгли. Все делалось ночью», — рассказывают люди. Они уже третий год воюют, чтобы здесь не началась стройка.
Строить здесь никому не дадим
— Население микрорайона — 8,5 тысячи человек. Много детей, немало пожилых людей. Неподалеку школа №19, садик №1. И единственное место, где они могут гулять, не опасаясь машин и людей, — здесь, перед домами. Тут деревья, были качели, лавочки, есть заасфальтированная площадка. Летом малыши катаются на велосипедах. Вон, видите, черненький мальчик? Он сказал маме: «Если у меня отберут эту площадку, я умру». Зимой, еще «до войны», заливали хоккейную площадку. Парковую зону сначала дали, а потом решили забрать? У нас есть люди, которые были готовы даже к самосожжению, если начнется стройка, — рассказывает председатель кооператива дома №81 по улице Мстиславской Людмила РЕПА. — В 2006 году нам сказали, что здесь будут строиться дома. Высотки. Прямо перед нашими окнами. 15 мая 2007 года здесь все огородили. Народ вышел, начал протестовать. Когда пришел экскаватор, люди ложились перед ним, а наши дети залезли в ковш. Так мы остановили стройку. Начали ходить на сессии горсовета.
Выяснились поразительные вещи. Строителям дали разрешение на 0,29 гектара, потом оно каким-то образом превратилось в 1,5 гектара. Мы уже и Януковичу писали. Он ответил, что передал наше обращение в Генпрокуратуру. Но угрозу стройки это не снимает. Вон, видите? Там желтый вагончик строителей. И постоянно сидит охранник.
— Соколов сюда приходил и говорил: «Голосуйте за меня, и здесь никогда не будет построен дом», — сказала Нина УСИК. — Мы ему предложили, мол, вынесем ручку и бумагу, а вы свое обещание закрепите письменно. Он ушел, очень быстро. Мы живем в постоянном страхе, что приедут и будут строить. Поэтому мы всегда на стороже. Даже ночью.
— Разве в Чернигове больше негде строить? На той же улице Софии Русовой есть подходящие места. А здесь — просто идеальное место для сквера, детской площадки, — говорит подполковник в отставке Анатолий ГОРЯЕВ.
— Кто собирается строить?
— Мы видели только одного представителя застройщиков — Александра Костюка. Мы не знаем, кто собирается. Ходят разные слухи. Мы против стройки, чья бы она ни была. Пусть они прислушаются, — говорит Людмила БАБОШКО.
— Мы кое-что знаем, слово заветное. Шепнем — и «сделаем». Не рад будет, что сунулся строить, — предупреждает местная ведьма. — Не так давно прошел слух, что здесь собирается строить киевская компания «ЖитлоБуд». Мы сразу же написали туда протестное письмо, владельцу Ивану Куровскому. Указали свои фамилии, адреса, телефоны, — продолжает Людмила РЕПА. — В субботу , Иван Иванович позвонил мне. Сам, лично. И рассказал, что у него в Чернигове нет никаких коммерческих интересов.
— Вы поверили?
— Да, я ему верю. Жаль, и это не снимает угрозу стройки...
«ЖитлоБуд» на Мстиславской? Абсурд
Иван КУРОВСКИЙ — народный депутат от блока БЮТ, председатель областной организации партии «Батьківщина», совладелец строительной компании «ЖитлоБуд». Узнав о том, что ему приписывают заинтересованность в стройке на Мстиславской, сам инициировал встречу.
— Строит ли «ЖитлоБуд» в Чернигове? Возможно, собирается?
— Вот передо мной жалоба от жителей улицы Мстиславской в Чернигове. Они против строительства многоэтажки поблизости от их домов и спрашивают меня о том же. Я направлю депутатский запрос в прокуратуру и встречусь с жителями Мстиславской. Расскажу: «ЖитлоБуд» здесь ни при чем.
На Черниговщине мы начали строить в пяти городах: Бобровице, Носовке, Нежине, Козельце, Остре. Продаем жилье ниже себестоимости, с отсрочкой платежей на 10-15 лет. «ЖитлоБуд» — в убытке. Затраты по дому в Бобровице — 19 миллионов 541 тысяча гривен. Инвестиции — 2 миллиона 477 тысяч гривен, столько заплатили люди. Те, кто составил с нами контракты, будут выплачивать за жилье на протяжении 15 лет, по 500-600 долларов за квадратный метр(дешевле, чем по тысяче долларов за квадрат, но-вострой в Чернигове найти сейчас трудно. — Прим. авт.). Причем этот, предоставленный нами кредит, беспроцентный. Себестоимость жилья — 800 долларов за квадратный метр. Мы строим в этих городах не для того, чтобы зарабатывать, иметь выгоду. Никакой выгоды там не будет. Выгоду приносит строительство в Киеве. Этим мы и занимаемся. Взгляните, сколько объектов в центре столицы выстроил «ЖитлоБуд».
Если кто-то усматривает мой коммерческий интерес в Чернигове, он очень ошибается. Посмотрите, сколько у «ЖитлоБуда» объектов по Киеву сейчас (показывает перечень). «ЖитлоБуд» отказался от строительства — готовый проект был — в Ялте, на берегу моря! Отказался от Феодосии. Мы просто не можем всего охватить.
Эти объекты на Черниговщине — чрезвычайно дорогие, затратные для нас, на них не хватает трудовых ресурсов. Я говорил в Черниговском горсовете: не надо «ЖитлоБуду» выделять земельные участки под строительство жилья. Выделите местным строительным организациям. Я буду содействовать, чтобы туда пошли средства, чтобы государство помогло людям, покупающим у застройщика.
У меня нет возможности строить у вас. Но, конечно, если не найдется никого желающего работать по государственным программам, я буду вынужден.
Существует программа «Доступне житло». Если никто не захочет по этой программе строить, так как там государственных средств часть, а остальные нужно вкладывать свои, и никакой выгоды не будет, тогда мне придется. Ведь я эту программу отстаиваю; настаиваю на том, чтобы Чернигов был включен в нее. Выходит, меня еще нужно приглашать в Чернигов, чтобы «ЖитлоБуд» работал, строил для людей квартиры по доступным ценам и в кредит, как это происходит в райцентрах области.
— Кому выгодно говорить о том, что «ЖитлоБуд» стремится захватить землю в Чернигове?
— Кто-то очень хочет использовать меня в этой теме. Кто — не знаю. И какие мотивы? Кроме того, люди разочарованы. После интервью «Зеркалу недели», где я рассказал о строительных объектах на Черниговщине и о том, что компания на этом терпит убытки, я прочитал комментарии на Интернет сайте газеты. Один из них был такой: «Вот нашли благодетеля. Кто вам поверит?» Мало кто это понимает.
«ЖитлоБуд» вложил в развитие сел 45 миллионов гривен, за 6 лет! И по Степным Хуторам, и по Коломийцевке, Калиновке (села Носовского района) — от 6 до 10 процентов арендная плата за пай. Я пишу в договоре, что пайщик по желанию может забрать свой пай. Не привязываю. Когда я бываю на собраниях в селах, говорю: «Я буду рад, если вы соберетесь всем селом и скажете: «Иван Иванович, мы уже сами будем хозяйствовать». «Нет», — отвечают. Найдите такую организацию в Украине, которая просто отдала 45 миллионов на школу, больницу, газ. Почему? Не потому, что у «ЖитлоБуда» вовсе нет проблем. Есть куда вкладывать средства, они совсем не лишние.
Но на фоне той бедности, которая существует нынче в селах, в том же Чернигове, — продавать, воровать, обманывать, не замечать человеческого горя — это большой грех. Я всегда говорю: работайте для людей, учитывайте их интересы. И при власти вы будете долго. Делитесь с людьми, помогайте им. Иначе ложь быстро заметят и в удобный момент вас сметут.
Ольга МАКУХА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.