GOROD.cn.ua

Вороньковская революция

Вороньковская революция
«Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!» — пели жители села Вороньки Бобровицкого района, идя с вилами на местное «СПК памяти декабристов». Уже 17 месяцев в селе идет настоящая революция: после прихода на земли, арендованные СПК, нового инвестора, СООО «Дружба-Нова», село разделилось — одни поддерживают «Дружбу», другие категорически против нее. Чем закончится это противостояние, пока никто не знает.

«Стоять будем до последнего!»

Почему же вороньковцы так враждебно настроены против «Дружбы-Новы»?
— В свое время мы заключили договоры на аренду земли с нашим «СПК памяти декабристов», — рассказывает 47-летняя Людмила Шутая. — Срок их действия заканчивается в 2015 году. Несколько лет назад директор СПК созвал всех пайщиков и сообщил, что к паю каждого из нас добавится еще по кусочку земли, потому что будет разделен сад на 800 гектаров. Мы должны были прийти с паспортом и кодом и поставить свою подпись. Документы люди принесли. Нам дали договоры, сказали, что мы должны поставить по три подписи. Но только те договоры почему-то изобиловали пустыми листами. А мы, доверяя своему арендатору, их подписали. Через два года после этого оказывается, что он нас бросает, уезжает из села, а на его место приходят представители СООО «Дружба-Нова». Как же так? Без людей все решили, никому ничего не сказали. Узнали о новом хозяине мы только во время полевых работ. Если уж такое дело, то большинство вороньковцев хотели бы, чтобы на место инвестора пришло ЧП «Агропрогресс», но теперь, получается, мы должны терпеть «Дружбу-Нову» до 2015 года.

— Конечно, не все в селе идут против «Дружбы», — присоединяется к разговору 31-летний Андрей Ремес. — Некоторые согласны на их условия. Сумела «Дружба» подкупить. Тем, кто согласился заключить с этим предприятием дополнительные договоры, они привозили по мешку сахара. А еще, в то время когда другим платят по 3% стоимости земельного пая, те, кто в дальнейшем хочет сотрудничать с «Дружбой», получают 5%. Помощи людям от таких инвесторов никакой. Если пойдешь в контору и что-то попросишь, вряд ли дождешься. Как же так? Второй год эти арендаторы на нашей земле, а уже пошли в штопор.
— Дошло до того, что детей в школе делят на два лагеря - чьи родители «за» и чьи «против», — добавляет 30-летний Александр Шутый. — Кормить детей тех, кто против, вроде бы не будут. Да и вообще, странные у «Дружбы-Новы» методы работы: не хочешь нам свой пай отдать, уходи с работы.

— Я вот голос потерял, работая в кочегарке, а они меня выбросить хотят, — шепотом говорит 59-летний Иван Шутый. — А все потому, что имею собственное мнение и хочу свою землю отстоять. Одна радость - суд уволить меня не дает.
— Никогда такого не было, чтобы наши люди батрачили в чужих селах, — качает головой и 60-летний Александр Василик, — всегда в своем работы хватало. А в прошлом году девятеро на «Землю и волю» пошли работать, шестеро на предпринимателя Фенюка, трое на «Агропрогресс». Что будет дальше? Не доверяем мы «Дружбе-Нове» — и все!!!
Не хотят сотрудничать с обществом люди не только на словах. С середины февраля этого года вороньковцы выставляют свои «патрули» возле амбаров СПК, потому что «Дружба-Нова» пытается вывезти оттуда зерно урожая 2010 года, права на которое, уверены люди, не имеет.
— Прислали за зерном пять фур, — вспоминает Андрей Ремес. — Сопроводительных документов никаких. Так мы и ночевали возле амбаров. И дежурим до сих пор. Разве «Дружба-Нова» сеяла это зерно, что хочет забрать? Это наше зерно. Пусть радуются, что смогли вырвать одну машину, потому что больше мы не дадим. Стоять будем до последнего!

— Зерно наше продать хотят, а нам за пай сколько дают! — выкрикивает Александр Шутый. И продолжает: — Средний пай у нас - 3,43 гектара. За него мы получаем 300 килограммов пшеницы и 273 килограмма кукурузы. В целом выходит 573 килограмма зерна. А в соседнем селе Казацком за такой пай людям дают 1 тонну 100 килограммов зерна и два мешка сахара. Так где справедливость? Недаром мы воюем, и сдаваться не собираемся!

17 месяцев напряжения в селе

— В 2011 году «СПК памяти декабристов» передало корпоративные права «Дружбе-Новой», — объяснил нам председатель Вороньковского сельского совета Анатолий Бойко. — Весь год село кипело, росло недовольство среди пайщиков СПК. 4 февраля 2011-го первая группа исковых заявлений (62) была подана в Бобровицкий районный суд. Люди просили разорвать договоры аренды с «СПК памяти декабристов». Позже вторая группа (теперь уже 240 человек) с такими же заявлениями обратилась в райсуд. 1 июня 2011 года суд постановил, что договоры аренды обеих групп остаются в силе. Крестьяне обратились в Черниговский апелляционный суд тоже двумя группами. В сентябре 2011 года приговор райсуда относительно первой группы был оставлен без изменений, а в октябре того же года вторая группа получила разрешение на расторжение договоров. Потом крестьяне подали заявления еще и в Высший апелляционный суд Украины. В феврале 2012 года состоялось судебное заседание. Высший апелляционный суд упразднил постановление Черниговского апелляционного суда и оставил в силе постановление Бобровицкого райсуда.

Мы, органы местного самоуправления, должны представлять интересы людей. На сегодня же у нас сложилась такая ситуация: около 300 человек заключили дополнительные договоры с «СПК памяти декабристов» после прихода «Дружбы-Новы». а 302 человека подали в суд. Так как тут можно стать на чью-то сторону, когда мнение общины разделилось? Пришлось ждать окончательного решения суда. И хоть 8 февраля этого года оно было принято, ситуация все больше нагнетается. Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры с «Агропрогрессом». Хотя за все 17 месяцев напряжения в селе представители этого предприятия ни разу в сельсовете не появились. Если бы эти два инвестора -«Дружба-Нова» и «Агропрогресс» — как-то договорились между собой, такого противостояния в селе не было бы. Но они далеко, в Киеве, а страдают местные жители. Что страшнее всего, доходит уже до того, что враждовать начинают родственники, брат идет на брата. Скоро начнутся весенне-полевые работы, поэтому однозначно нужно искать какой-то компромисс.

Земли в Бобровицком районе очень плодородны, поэтому, когда началась эта вороньковская революция, появилось немало желающих исполосовать село на несколько отдельных хозяйств. Шла речь о четырех-пяти руководителях сразу. Я стоял и сейчас стою на той позиции, что земли села должны остаться в одном хозяйстве. Это не так болезненно ударит по пайщикам. Ведь если с делением земель еще все понятно, то разделить на несколько хозяев имущество фактически невозможно. Каждый захочет отхватить лучшее, а то, что устарело или нуждается в ремонте, останется ненужным и будет разваливаться дальше.



«Конструктивного разговора у нас не выходит»

А что же по поводу революции думают представители самого СПК или «Дружбы-Новы»? Идем в контору.
— Мы действуем только согласно действующему законодательству - Хозяйственному кодексу и Закону «О сельскохозяйственной кооперации», — объясняет заместитель председателя правления «СПК памяти декабристов» Леонид Король. — У «СПК памяти декабристов» и «Дружбы-Новы» обычные деловые отношения: СПК передало свои активы более мощному инвестору, и тот распоряжается землями и имуществом. Все законно. Что же касается решения Черниговского апелляционного суда, к которому постоянно апеллируют люди. - Как юрист хочу обратить внимание: в постановлении Высшего апелляционного суда Украины сказано: «Ошибочный вывод апелляционной инстанции…» Областной апелляционный суд допустил ошибку, и суд высшей инстанции обращает внимание на то, что он не до конца разобрался в этом деле. В 2015 году, когда закончится срок действия договоров аренды земли, пусть люди выбирают, с кем хотят работать в дальнейшем - с «Агропрогрессом» или еще каким-то предприятием. А сейчас их договоры заключены с «СПК памяти декабристов». Юридическое лицо с таким названием есть. Как можно разорвать договор в одностороннем порядке, если все его требования выполняются, хозяйство работает? И, по моему мнению, работает хорошо, хоть некоторые люди всячески этому мешают. И мешают не из-за «общественного интереса», а из-за своего собственного. Мы предлагаем им сотрудничество, а они кричат: «Дружбу» прочь!» О чем говорить дальше? Конструктивного разговора у нас не выходило и не выходит. Хоть стараемся мы для всех вороньковцев, но далеко не каждый согласен нам помогать. Например, в прошлом году мы предлагали желающим заняться уборкой села, обещали оплатить этот труд, а где они, желающие? Предлагаем людям и сезонную работу в СПК, и опять тишина — желающих нет. Обижаются вороньковцы, что уволили нескольких должностных лиц, но этот поступок я могу легко объяснить. Уволили только тех, кто не отвечал должностным требованиям. Например, по вине зоотехника начался падеж скота, есть даже вывод экспертизы. А вот механизаторы у нас работают те же, главный инженер, завгар прежние. Если к человеку нет претензий, он будет работать здесь и в дальнейшем.

Вообще, мы людей не обижаем. Хоть договоры в Вороньках заключены на 1,5%, мы по своей инициативе платим 3%. Всем пайщикам было сказано, что те, кто хочет получить большую арендную плату, должны заключить дополнительные договоры на 5%. Нам нужен официальный документ, который дает основание платить именно 5%. Люди же на этом опять спекулируют. Якобы мы хотим обманом заставить их подписать договор. Но есть типовой договор и дополнительный договор, которые проходят проверку в местных органах власти, с этими документами работают юристы. Но людям ничего не докажешь. Неуправляемой толпой они врываются в наши кабинеты. Недавно налетели на нового зоотехника, которая проработала здесь всего лишь пять дней. Теперь она лежит в больнице с гипертоническим кризом. А при чем был этот человек, который вообще не владел ситуацией, которого пригласили на работу просто как специалиста?

Обвиняют нас в том, что платим за пай мало, мол, завышаем цену на зерно. Да, даем мы меньше, чем в соседних селах, но зерно какого качества! Хорошее, просушенное и провеянное. Если же люди хотят больше, можем давать прямо с поля, только для кого это будет лучше?
Но, несмотря ни на какие доводы представителей СПК, люди и не думают уступать.
— Не дадим им засеять поля! — говорят они. — С вилами и косами пойдем, под комбайны ляжем! Да еще и детей с собой приведем!
Компромисс пока не нашли. Как закончится революция в Вороньках — покажет только время.

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №11 (2556)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: земля, пай, СООО «Дружба-Нова», «ГАРТ», Екатерина Дроздова