GOROD.cn.ua

Бесконечная приватизация

Бесконечная приватизация
Приватизация земельного участка — дело не одного дня. Часто приходится слышать, как крестьяне жалуются на то, что не могут довести его до логического завершения на протяжении нескольких лет. Та же ситуация и у 66-летнего Николая Вовка из Песок Бахмачского района, который начал приватизацию своей земли еще в 2002 году.
— Мы обрабатываем огород, который за домом, всю жизнь. Там 77 соток, — рассказывает Николай Михайлович. — А в 1991 году тогдашний сельский председатель Григорий Васильченко наделил нам еще 16 соток земли, которая находилась между нашим огородом и колхозным садом. Тогда там росли какие-то кусты и торчали пеньки. Я нанял трактор, чтобы привести участок в порядок, выкорчевал все. С того времени ежегодно земля обрабатывалась.

В 2002-м соседи оформляли документы на приватизацию своего огорода. К ним приехали землемеры из ООО «Деметра» — Бахмачской фирмы, которая занимается изготовлением проектов землеустройства приватизируемых участков. Они зашли и к нам, предложили тоже обмерять землю для последующей приватизации. Я согласился.
— Мы показали нашу землю за домом, а они сами измеряли, — присоединяется к разговору жена Николая Михайловича, 65-летняя Вера Марковна. — И намеряли те 77 соток, которые были засажены картофелем, под травой же землю не учли. Мы сразу не заметили этой ошибки, но позже все-таки пришлось перемерять и переоформлять документы. Уже на 93 сотки.
— При первом обмере мы заплатили 80 грн. за приватизацию, — продолжает Николай Михайлович, — квитанцию я храню до сих пор. Потом стали делать новые документы на 93 сотки земли. Дело уже подходило к концу. Знаю, что и приватизационный акт уже лежал в сельском совете. Но к нам в руки он не попал. Вроде бы кто-то из сельсовета засомневался в правильности оформленных документов. Нас обвинили в том, что мы самовольно захватили землю колхозного сада. Говорят, нет записи о наделе этого участка. Тогда сельским председателем была теперь уже покойная Вера Крикливая. Она обращалась к Григорию Васильченко, но документов, которые бы подтверждали мое право пользования землей, насколько я знаю, не нашли. Поэтому теперь мне нужно опять переделывать проект землеустройства на 77 соток, а на 16 соток — отдельно. Но в «Деметре» не соглашаются делать это бесплатно, говорят: «Готовь 5 тысяч гривен, тогда переделаем». А где же нам, пенсионерам, взять такую сумму?

Куда мы только не обращались: и к районным руководителям, и к областным, но нигде ничего не добились.
Песковский землеустроитель Ольга Коляда, когда мы с Верой Марковной пришли к ней домой, говорить отказалась, сославшись на то, что лишь выполняет указания сельского председателя. Но не на диктофон сказала, что работает на этом посту с 2004 года, потому подробностей с наделом 16 соток земли не знает. А по нынешним законам семье Вовк необходимо оформлять их два участка отдельно — один для обслуживания дома и ведения домашнего хозяйства, а другой — методом отведения. О том, что акт приватизации земли Николая Михайловича уже был готов и лежал в сельсовете, говорит, что это неправда.

Вот что рассказала нам сельский председатель Светлана Левченко:
— По земельно-кадастровой (шнуровой) книге семья Вовк имеет 77 соток земли, ни о каких выделенных 16 сотках я не знаю (Светлана Александровна работает сельским председателем меньше года. — Авт.), соответствующих записей тоже нет. Поэтому согласовать проект приватизации земельного участка размером 0,93 га я не могу. Да и никто на моем месте не согласовал бы, ведь на все есть закон. А согласно ему Николай Михайлович может приватизировать дополнительную землю лишь методом отведения. 25 января этого года он получил письмо-разъяснение из районной администрации. В нем речь идет о том, что после рассмотрения его обращения совместно с Бахмачским отделом Госкомзема установлено, что земельный участок 0,16 га не может быть предоставлен в пользование из-за того, что на него уже ранее была изготовлена техническая документация. А ООО «Деметра» согласно на бесплатное изготовление техдокументации на земельный участок, который фактически закреплен за ним, то есть 77 соток. Я не понимаю, почему Николай Вовк не соглашается на это. Сейчас считается, что дополнительная земля захвачена им самовольно. Если хочет оформить все законно — пусть обращается в сельсовет с заявлением о приватизации участка методом отведения. Но Николай Михайлович так не хочет, потому что для этого необходимо получить разрешение на приватизацию во многих инстанциях, а это, конечно же, будет стоить денег. В этом, по-видимому, вся проблема.

Вроде бы все правильно, нужно оформлять землю по закону. Но когда Николай Михайлович пытался приватизировать 93 сотки, он тоже писал заявление в сельский совет и брал там все необходимые справки. Как же так? На этот вопрос могла бы ответить Вера Крикливая, но ее уже нет среди живых.
Нужно отметить, что это не первый земельный скандал в Песках. Ольга Коляда вспомнила в разговоре с нами о каком-то деле, которое дошло до суда, даже пригрозила, чтобы мы не написали чего лишнего, потому что и нас «по судам затаскают». А еще Вера Марковна рассказала нам об одной песковской женщине, которая приватизировала земельный участок в 57 соток, а через несколько лет землеустроитель отделила у нее 9 соток, потому что в земельно-кадастровую книгу были введены лишь 48. Вот такая выходит катавасия.

Когда и как смогут приватизировать свою землю Николай Михайлович и Вера Марковна Вовк, сказать не может никто. Но в любом случае всем сельским жителям, а особенно пенсионерам, в приватизационной волоките очень необходима поддержка, порой хороший совет местных руководителей. Председатели сельских общин, не забывайте об этом!


Вера Марковна обходит свои владения

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №36 (2529)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: земля, приватизация, «ГАРТ», Анна Самойленко