GOROD.cn.ua

Стрижень чистят: есть ли толк?

Стрижень чистят: есть ли толк?
Через пару месяцев городское управление ЖКХ приступит к очередному этапу воплощения проекта по оздоровлению Стрижня (в том виде, как они это понимают). На этот раз намечена расчистка русла реки от проспекта Победы до улицы Киевской. Проект пока проходит экспертизу, оплаченную за счет горсовета, но в принципе работы уже начались. Вырубка 59­ти признанных аварийными тополей на берегу реки рядом со спортивной школой, переполошившая весь город, и была началом этих работ. Далее расчистят зеленые заросли на берегу (чем меньше кустов, тем меньше проблем), русло реки выровняют, сузят и углубят до 3,5 метра.

Пробуксовка

Прошлогоднюю эпопею по очистке Стрижня черниговцы помнят хорошо — она всесторонне освещалась и всенародно обсуждалась. Тогда, в предвыборный период, на этой теме пиарились все: и общественные организации, выдвигавшие своих кандидатов, и городские власти, также имеющие свои предвыборные интересы.
Начали с реконструкции шахтного водосброса №1 в устье Стрижня. Сделали, в принципе, неплохое дело — водосброс в устье реки почистили и реконструировали, так что теперь можно сбрасывать из Стрижня в Десну загрязненную воду.

То, что в Десну сбрасывают грязную воду — это проблема другая, пока что она нас напрямую не касается: спасает то, что эта зачарованная река имеет способность самоочищаться на протяжении 100 км своего течения. А до Киева — более 200 км, и пока нет других крупных населенных пунктов, которые пользуются ее водой.

Но тревожит другое — почти нулевой результат героической прошлогодней деятельности и уже затраченные средства.

Как сообщает главный специалист отдела инструментально­лабораторного контроля Государственной экологической инспекции в Черниговской области Татьяна Купцова, гидрохимический состав воды в Стрижне показывает превышение граничных норм концентраций по содержанию аммония, фосфатов, нитритов и железа общего. Причем с повышением летних температур количество кислорода в воде уменьшается до уровня, критического для живых организмов, то есть рыба просто задыхается без него. Норма для водохранилищ рыбохозяйственного назначения — 6 мг кислорода на литр, в Стрижне зафиксирован 1 мг на литр.

Правильным ли путем идете, товарищи?

Но по­другому и быть не могло! По­прежнему по правому берегу Стрижня торчат 24 трубы ливневой канализации диаметром от 300 мм до двух метров. Город разделен на пять основных бассейнов с устьями коллекторов ливневой канализации: с улицы Коцюбинского, Киевской, проспекта Победы, Черторыйского оврага, переулка Ворошилова…
Экологи же настоятельно рекомендовали в первую очередь заказать проект хотя бы первой очереди очистных сооружений, что обеспечило бы очистку самой грязной части города — от Черторыйского оврага до улицы Коцюбинского.

Заместитель начальника Госуправления охраны окружающей среды Людмила Ивашко со всех трибун настаивала на том, что разработка и реализация рабочих проектов «Реконструкция шахтного водосброса» и
«Проведение мелиоративных работ на реке Стрижень» являются важными вехами в разработанном технико­экономическом обосновании (ТЭО) «Улучшение санитарно­экологического состояния реки Стрижень», но далеко не первоочередными.

— Первоочередной должна быть разработка проекта комплекса очистных сооружений в истоках водосборных бассейнов. После этого — устройство прибрежной полосы с удалением всех «самозахватов» и 24 выпусков грязных вод, потом реконструкция водосбросных сооружений и углубление русла. Реализация только первых двух проектов оздоровила бы реку на 80%. Предложенная нами последовательность проектов была утверждена облгосадминистрацией и обязательна к выполнению.

Сразу профинансировать этот проект не удастся, поэтому приняли решение о поэтапной разработке проектов, которые будут стоить примерно 280 тысяч гривен. На собственно строительство всех сооружений, по расчетам конца 2007 года, понадобилось бы более 84 миллионов гривен.

Почему не прислушались к мнению специалистов­экологов? Власти лучше знают, что делать?

На сегодняшний день институт «Черниговводпроект» разработал проект очистных сооружений по переулку Ворошилова, для реализации которого нужно более
6 млн. гривен. Но таких проектов, и разной стоимостью, нужно еще, как минимум, пять.

Главное не сделано

В 2007 году на презентации ТЭО разработчики института «Черниговводпроект» обещали в рамках этого проекта выполнить проект прибрежных защитных полос Стрижня.

Дело в том, что Водным кодексом Украины в прибрежной полосе вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается, среди прочего, строительство каких бы то ни было сооружений (кроме гидрометрических), в том числе баз отдыха, дач, гаражей, стоянок автомобилей. Объекты, не соответствующие установленным нормам хозяйствования, подлежат выносу из прибрежных полос.

Журналист Игорь Грищенко, который, пожалуй, больше других писал о Стрижне, считает, что городские власти умышленно пошли на то, чтобы не включать в ТЭО проект прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны:

– Первое, что необходимо было сделать в рамках подготовки ТЭО — выделить прибрежную защитную полосу и водоохранные зоны. То есть определить границы, в которых ограничивается хозяйственная деятельность на берегах Стрижня, — утверждает журналист. — На момент презентации проекта водоохранные зоны были определены и проведена работа по выделению прибрежной полосы водохранилища №3.

Разработчики пообещали доработать проект, но, по всей видимости, и те документы, которые уже были, к моменту его утверждения исчезли из него (хотя это можно только предполагать, поскольку найти «концы» ТЭО практически невозможно). Поскольку в Водном кодексе говорится, что в городах прибрежная защитная полоса формируется с учетом условий, которые сложились, городская власть старается до ее утверждения по максимуму застроить берег реки — и последние конфликты на проспекте Победы тому подтверждение.

На ТЭО городом было потрачено 288 тыс. грн., но, по моему мнению, работа доведена до конца не была, поскольку «так было нужно». Теперь областная власть в очередной раз финансирует проект прибрежной защитной полосы Стрижня, который выполняет все та же организация — институт «Черниговводпроект», но опять­таки почему­то никто не говорит о проекте водозащитных зон, который по закону должен быть выполнен одновременно с определением прибрежной полосы. Я думаю, что перед началом работ по Стрижню власть должна была определить границы реки и выработать единые правилам для всех: и для населения, и для предпринимателей…

"Мы не можем выселить пол­-Чернигова"

Кто возьмет на себя проблемы по отселению черниговцев из домов на берегах Стрижня?

— Люди всегда селились на реках. Не может быть так, что на берегах Стрижня должны быть незаселенные места, — говорит Анатолий Клименко, директор института «Черниговводпроект», о сложившихся условиях. — Мы не можем выселить часть города с берега этой речки. Землю им давали на законных основаниях, существовавших до появления Водного кодекса, но законы со временем меняются. У каждого есть Государственный акт на землю, оспаривать их сейчас — вряд ли законно и грозит нескончаемыми судебными разбирательствами.

Поэтому мы в течение года по заказу Управления охраны окружающей среды Черниговской области разработали Проект установления границ и размеров прибрежной защитной полосы вдоль Стрижня. В проекте отмечена красная линия — когда сессия горсовета утвердит проект, за красной линией нельзя будет что­либо строить (хотя в отдельных случаях нужно будет считаться с застройкой, сложившейся в прежние годы).

Депутаты пока, из­-за судебного спора по поводу участка на проспекте Победы, 119, не утверждают проект, хотя он готов. Когда утвердим его, тогда правоохранительные органы смогут заниматься проблемой самовольно выставленных заборов. Пока их больше всего в дачных товариществах, где собственники прихватили несколько метров городской земли и выступили за красную линию в нашем плане.

***

По­-человечески чиновников, откладывающих решение этой проблемы, можно понять — речь идет о людях, их собственности, наверняка судебных спорах по этому поводу. Но как по­другому спасти погибающий Стрижень?

Нет, никто в городе не возьмет на себя смелость освободить его берега от частных владений, которые выливают свои канализационные стоки прямо в реку. А надеяться на экологическую и человеческую совесть собственников этих домов, как показала практика, не приходится. Можно поднять штрафы до такого уровня, что домовладельцам будет дешевле постоянно держать у себя под домом ассенизаторскую машину, чем сливать стоки в Стрижень, но такую инициативу наши власти не проявляют. Может, потому, что сами живут в частных домовладениях на берегу Стрижня?

Да и куда торопиться? Бывший заместитель мэра по УЖКХ Николай Литвинов почти уверен в том, что в ближайшие 10 лет ТЭО воплощено не будет из­за ограниченности в средствах. В ценах 2007 года очистные сооружения стоили более 80 млн., а если пересчитать на цены 2011 года, получится 160 млн., а пока подойдут к осуществлению проекта — дотянет до миллиарда. Да еще и кризис продолжается… Стрижень требует не сиюминутных показательных выступлений, а серьезных финансовых вложений и иного — кардинального, жесткого — подхода к решению его проблем. Иначе разговоры так и останутся пустыми разговорами.

ВОДНИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ

Стаття 88. Прибережні захисні смуги

З метою охорони поверхневих водних об’єктів від забруднення і засмічення та збереження їх водності вздовж річок, морів і навколо озер, водосховищ та інших водойм в межах водоохоронних зон виділяються земельні ділянки під прибережні захисні смуги.

Прибережні захисні смуги встановлюються по берегах річок та навколо водойм уздовж урізу води (у меженний період) шириною:
для малих річок, струмків і потічків, а також ставків площею
менше 3­х гектарів — 25 метрів;
для середніх річок, водосховищ на них та ставків площею більше 3­х гектарів — 50 метрів;
для великих річок, водосховищ на них та озер — 100 метрів.
Якщо крутизна схилів перевищує три градуси, мінімальна ширина прибережної захисної смуги подвоюється.

Землі прибережних захисних смуг перебувають у державній та комунальній власності та можуть надаватися в користування лише для цілей, визначених цим Кодексом.
У межах існуючих населених пунктів прибережна захисна смуга встановлюється з урахуванням містобудівної документації.

К сведению


Река Стрижень относится к категории малых рек.
Площадь водоема в Яловщине — более 3 га, а крутизна склонов — больше 3 градусов.

Лариса Добрынина, еженедельник "Семь дней", №27 (504)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Лариса Добрынина, еженедельник "Семь дней", чистка, Стрижень