Как мы проездной покупали (журналистское расследование)
Субота, 25 червня 2011 12:56 | Переглядів: 4986
Как мы проездной покупали (журналистское расследование)
Мы продолжаем транспортную тему. И опять коснемся проблем ЧТУ, поскольку на сегодня в нашем городе троллейбусы - это единственный вид транспорта, которые предоставляет льготы по перевозкам в полном объеме (в отличие от тех перевозчиков, которые нарушают закон). Троллейбусное управление терпит убытки, а городская власть в публичных выступлениях заявляет о том, что ищет пути спасения предприятия.
Привлечение платного пассажира — один из шансов продлить жизнь черниговскому троллейбусу. Но пока с платным пассажиром не сильно получается. В чем же причина?
Проездные не продаются!
На подведении итогов работы КП «ЧТУ» за последние пять лет, которое проходило в городском совете в конце мая,
мэр Александр Соколов поинтересовался у начальника троллейбусного управления Олега Коржова, почему доходы от продажи проездных билетов составляют всего 6%.
- Почему 6% в доходной части от продажи проездных? - задал вопрос мэр. — Будки страшные по городу стоят Менеджерская служба, наверное, не работает Мы не идем к человеку, чтобы продать проездной билет, тем более, что его стоимость не увеличилась. Проездной — это гарантированные деньги предприятия. Это, в конце концов, скажу грубо, «привязанный пассажир». А у вас всего 6%?!
— Я анализировал эту ситуацию, — ответил
начальник КП «ЧТУ» Олег Коржов. – Снижение продаж началось в 2003 году. Но оно было незначительным. Обвал произошел в сентябре 2006 года, когда стоимость проездного возросла с 12 до 48 грн.! То есть в четыре раза. Тогда мы не потеряли в доходах, но значительно потеряли в количестве продаваемых проездных билетов. За последние годы продажа проездных не падает.
С прошлого года мы организовали продажу проездных через кондукторов, купить их могут все, кто ездит в троллейбусе. Мы продаем их с 20-го по 5-е число. Но, дело, наверное, в том, что проездной не пользуется популярностью, поскольку есть альтернатива, и народ не хочет привязываться к нашему троллейбусу...
Экономическими расчетами даже не пахнет!
Мы попытались изучить ситуацию с продажей проездных билетов за последние пять лет. И вот что у нас получилось.
Действительно, обвал продажи проездных начался в августе 2006 года, после того, как новая стоимость проезда и проездных билетов была утверждена исполкомом горсовета.
Вот какие нововведения предлагало управление экономики Черниговского горсовета в регуляторном акте от 17.07.2006 года:
Сделать стоимость проездного в 72 грн. при стоимости проезда в 0,60 грн. в 2006 году
могли только великие экономисты! Естественно, практика покупки проездных предприятиями была угроблена, да и народ не очень-то хотел ездить за 48 грн. (причем этот «дешевый» проездной в выходные дни не действовал!).
Городской власти понадобилось более года, чтобы понять, что решение приняли неверное. Только в ноябре 2007 года цена проездного уравнялась:
общественный — 48 грн.; студенческий — 24 грн.; ученический - 12 грн. В мае 2008 года стоимость разового проезда в троллейбусе остается на уровне 0,60 грн. Зато опять делается «наезд» на юридических лиц. Для них стоимость проездного вновь становится 72 грн.!
С декабря 2008 года стоимость проезда в троллейбусе возрастает до 0,75 грн. Стоимость проездных не меняется.
В мае 2009 года изменяются и стоимость проезда, и цена проездного билета:
стоимость разового билета на проезд в троллейбусе - 1 грн.;
стоимость месячных проездных билетов в троллейбусе: общественный — 56 грн.; студенческий — 28 грн.; ученический — 14 грн.; для юридических лиц:
полный — 120 грн.; в рабочие дни - 84 грн.
Ну скажите, какой нормальный руководитель будет покупать проездной работнику за 120 грн., в то время как обычный проездной стоит 56?
И вот с 28 мая 2011 года — новое подорожание разовой цены проезда в троллейбусе. Теперь билетик стоит 1,25 грн. При этом стоимость месячных проездных билетов не изменилась. Ученический по-прежнему стоит 14 грн., студенческий - 28, а общественный - 56…
Прочитав все выше написанное, заметили ли вы, уважаемый читатель, хотя бы какие-то намеки на экономическую обоснованность цены? Мы - нет!
Как мы проездной покупали
Услыхав от начальника КП «ЧТУ» историю о том, как в Чернигове легко купить проездной билет, мы решили проверить это на себе — как говорится, «доверяй, но проверяй». Запасшись 56 гривнами для покупки проездного на июнь, начиная с 23 мая мы начали спрашивать у кондукторов: «Можно ли приобрести месячный проездной?»
— Нет! — заявил кондуктор «шестерки», посмотрел на нас, как на не совсем здоровых, и убежал в переднюю часть салона.
— Вы понимаете, я только что вышла из отпуска, поэтому проездных не продаю, — извинилась кондуктор «единицы».
Так продолжалось на протяжении недели. Мы опросили около десятка кондукторов, но ни у кого проездных не было!
Не обнаружили мы проездных ни в киосках «Укрпочты», ни в остановочных комплексах, торгующих пивом и сигаретами. 28 мая проездной наконец-то был приобретен в красном киоске под
«золотым» куполом, в котором торгуют прессой на остановке «Турист». Эксперимент показал, что слова начальника ЧТУ все же не соответствуют действительности…
После сказанного
Вот он, заветный проездной билет на проезд в черниговском троллейбусе!
Не знаем, в какую стоимость обходится его выпуск и распространение через сеть киосков прессы, но руководству ЧТУ все же стоит подумать над увеличением привлекательности проездных в нашем городе — а именно о снижении цены и предоставлении более широкого спектра услуг. Так почему бы, например, не возродить продажу «квартальных» и «годовых» билетов? Или распространить их действие на автобусные маршруты ЧТУ? А ведь когда-то по номерам проездных еще и призы разыгрывались!
— Где реклама? Где сувениры-розыгрыши? Где крутящийся барабан с призами? Ведь занимался же когда-то профсоюз… — спросил во время подведения итогов
Александр Соколов у Олега Коржова. Ответ был пространным, расплывчатым и нечетким. Правда, было дано обещание того, что в ближайший месяц розыгрыш призов будет реанимирован. Подождем. До конца июня осталось совсем немного…
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней», №25 (502)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.