Помогите уйти от мужа, или Мордобой по-украински!
П'ятниця, 24 червня 2011 16:08 | Переглядів: 4425
Помогите уйти от мужа, или Мордобой по-украински!
Женщины во всем мире становятся жертвами домашнего насилия чаще, нежели грабежей, изнасилований и автомобильных катастроф, вместе взятых. По данным исследований, каждая вторая женщина в Украине когда-либо сталкивалась с домашним насилием. И лишь четверть из них обращались за помощью.
Вопящие в терновнике
Жертвами домашнего насилия могут быть абсолютно все: женщины, мужчины, старики и дети. Термин «домашнее насилие» подразумевает не только побои, оскорбления, принуждение к сексу, но и ограничение в средствах, запрет на общение с родственниками и друзьями.
Только
за первый квартал 2011 года в Черниговской области зафиксировано 727 случаев насилия над женщинами. А сколько еще тех, кто продолжает безмолвствовать и считать эту тему запретной? Одни считают такое поведение нормой, другие не могут уйти от агрессора, так как зависят от него материально, третьи боятся последствий своего смелого решения. В общем, можно выделить две основные причины: ментальная («мама терпела, и я буду»; «это он так любит меня»; «зато у детей есть отец») и материальная («где жить?», «как обеспечить себя и детей?»).
Если человек молчит, никто ему не поможет: вмешательство во внутренние дела семьи перечит законодательству Украины.
Из-за глупой головы в среднем 7 лет страдает все тело
По статистике, только
после 35 актов насилия женщина обращается за помощью. Прежде, чем уйти от агрессора, в среднем 7 лет представительница слабого пола страдает от домашнего насилия.
Ольга (Нежин) поделилась с нами своей историей. «Банальная история. Я училась в другом городе, на II курсе института вышла замуж, родила ребенка. Уже скоро муж изменился: начались попойки с друзьями, азартные игры, измены, унижения. Так прошло четыре года. Я все терпела. Стыдно было возвращаться домой. В нашей семье разводы не приветствуются, мама учила быть терпимой. Я решила покончить с собой. Меня остановила свекровь. Она дала денег на билет и сказала: беги. И я бежала, с дочерью, прихватив необходимые вещи».
Действительно, многих девушек мамы учат терпеть и быть покорной. Зато есть муж, а у детей — отец. А как же гармония отношений, уважение друг к другу, взаимопонимание, наконец? И как можно вырастить и воспитать морально здорового человека в семье, где изо дня в день происходят скандалы и драки? Есть ли смысл создавать видимость отношений?
Любовь со связанными руками и закрытым ртом?
Хорошо, если есть, куда уходить. А если нет ни жилья, ни средств на существование? Безусловно, отсутствие материальной независимости усложняет принятие смелого решения. Особенно это касается жительниц сельской местности (на устойчивый стереотип наслаивается материальный фактор). Тяжелый физический труд, отсутствие работы и жилья убеждают женщину в том, что побои и оскорбление — норма жизни.
Работая в социальной сфере, несколько лет назад я помогала устраивать в кризисный центр одну женщину. Муж часто бил ее, а потом и вовсе выгнал из дома. Три месяца она с ребенком пребывала в центре на полном государственном обеспечении, получая помощь психолога, юриста, социального педагога. Днем женщина ходила на работу, по вечерам работала со специалистами центра, а ночью… бегала на свидания к своему обидчику. Пройдя курс реабилитации, она вновь вернулась к мужу. Оправдываясь перед сотрудниками центра, она сказала: он меня любит!
Любовь?! Любовь — это свобода, и она не терпит насилия. А вот агрессия — это ограничение свободы и проявление права собственности. Какая уж тут любовь со связанными руками и закрытым ртом!?
Мир перевернулся: «сильную половину» уже бьют!
Бьют, значит любят? Несмотря ни на что, большинство украинских женщин назвать покорными и безропотными язык не поворачивается. Представительницы прекрасной половины все больше напоминают героиню анекдота: если у меня руки в боки, то мне плевать, на какую сторону у тебя тюбетейка. Проявление матриархата в явной или скрытой форме присутствует во многих семьях. За I квартал 2011 года зафиксирован 51 случай обращения за помощью в милицию и социальные службы от мужчин — жертв домашнего насилия. Сильная половина человечества все чаще жалуется на физическое воздействие со стороны жен.
— Зачастую это происходит, когда мужчина приходит домой в нетрезвом состоянии, — уточняе
т Руслана Нагорная, начальник отдела по вопросам гендерной политики Управления по делам семьи и молодежи Черниговской ОГА.
Впрочем, более распространенным видом насилия по отношению к мужчинам является экономическое воздействие. Зная способность мужа к «нецелевому» использованию семейного капитала, жены отбирают у них зарплату, и мужчина вынужден клянчить деньги на карманные расходы. Об оскорблениях и моральном давлении и говорить не приходится.
«Оставайся человеком!»
Под таким названием с 3 июня в Украине стартовала информационная браслетная кампания против насилия между близкими людьми. Основная ее цель: формировать в сознании украинцев непринятие домашнего насилия и сломить стену молчания вокруг этого явления. За лето будет распространено 500 тысяч малиновых браслетов с надписью «Оставайся человеком!», появится внешняя реклама и реклама на радио, пройдет ряд других мероприятий. 15 июня к информационной кампании присоединился и Чернигов.
Домашнее насилие — деликатная и запретная для многих тема. Можно долго рассуждать: кто прав, кто виноват; уйти или остаться… Мы не придем к единому решению. У каждого из нас своя история и своя правда. Но помните: какой бы запутанной ни была ситуация, из нее обязательно есть выход…
Как не попасть в ловушку
Прокомментировать обратную сторону домашнего насилия с позиции жертвы и агрессора мы попросили
практикующего психолога Илону Гусеву.

— Жертвами домашнего насилия чаще всего становятся женщины и дети, а насильниками — мужчины. Жестокость — это бессилие. И агрессоры, как правило, сами были жертвами патриархальных установок, то есть, в детстве их тоже били и унижали. Их поведение можно считать своеобразной местью.
Казалось бы, чего проще: бьет муж, уходи. На самом деле, все не так просто. Бьющие мужья и битые жены взаимосвязаны и испытывают сильную психологическую зависимость друг от друга. Поэтому, если женщина принимает решение уйти от агрессора, она должна признать факт зависимости от насильника. Но, даже уйдя, многие уже скоро возвращаются. Одни — изза материальной зависимости от мужа, другие позволяют уговорить себя (мужья сильно раскаиваются), а ктото не выдерживает угроз и оказывается в ловушке.
Более склонны оказаться в роли жертвы женщины с заниженной самооценкой. Да и сам тиран не прочь унизить жену, формируя у нее комплексы (толстая, некрасивая, глупая, без образования и пр.). Если девочка выросла в любящей семье, где ей привили уверенность в себе и адекватную самооценку, она не станет терпеть издевательств со стороны мужчины.
Кто же может быть агрессором? Существует теория «четырех если»:
— если в жизни уже были случаи проявления агрессии;
— если в семье насилие было нормой;
— если жесткость родителей граничила с жестокостью;
— если у человека были травмы головы.
Как правило, тирана раздражают женские слезы. Его не интересуют внутренний мир и переживания женщины. Тираны не способны к эмпатии (сопереживанию и сочувствию) по отношению к жене, да, в принципе, и к остальным людям.
Галина Сачивец, еженедельник «СЛОВО Черниговщины» №10
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.