Нет, здесь не будет в «энный» раз рассказываться про деревянную Георгиевскую церковь в Седневе, где снимали фильм «Вий», или про Крестовоздвиженскую церковь в Нежине, в которой реально происходили события, легшие в основу повести Н.Гоголя. Также не найдете вы здесь информации и о съемках «Вия» на территории черниговского Елецкого монастыря.
Об этом уже достаточно написано. Под «Виевскими» церквями здесь понимаются старинные деревянные и каменные храмы – памятники истории и архитектуры, которые, не смотря на свою историческую и культурную ценность, находятся в аварийном, полуразрушенном состоянии, будучи заброшенными и никому не нужными. Глядя на них, невольно начинаешь думать, что не обошлось здесь без вмешательства нечистой силы, что над этими шедеврами не иначе как висит проклятие «Виевской» церкви, в которой, как писал Гоголь, «священник не посмел служить панихиду», после чего она «обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги».
К таковым относятся Николаевская церковь в с.Городище и Троицкая церковь в с.Бегач (обе – Менского района), а также Михайловская церковь в с.Чемер (Козелецкий район).
Черниговский Парфенон
Николаевская церковь в с.Городище была построена в 1763 г. Это один из древнейших деревянных храмов Черниговщины – ему почти 250 лет! Архитектура церкви типична для культового деревянного зодчества Левобережной Украины – это трехсрубная трехкупольная церковь, которая состоит из бабинца (притвора), центрального объема и алтарной части. В 1888 г. храм был расширен за счет «прирубов» с трех сторон, тогда же была заменена и форма верхов церкви.
В советское время в храме был склад комбикорма. В 1985 г. его посетил «патриарх» отечественного искусствоведения, академик Григорий Логвин. Осмотрев церковь, он сказал сопровождавшим его коллегам: «Перед нами – доселе неизвестный шедевр архитектуры мирового уровня. Мы имеем дело с памятником уровня афинского Парфенона!». После того, на протяжении более 10 лет чуть ли не в каждой статье, в каждом своем выступлении Г.Логвин пел дифирамб Николаевской церкви в с.Городище как памятнику мирового значения, не меньше!
Почему же черниговский Парфенон сейчас находится в таком плачевном состоянии? Крестов на куполах нет, сами верхи покосились, окна выбиты, пол прогнил, в середине церковь полностью стоит в подпорках, в храме живут совы. Как оказалось, виноваты в этом сами жители села. В конце 19 века в Городище была построена новая церковь – Михайловская – сухое и рационалистическое произведение епархиальных зодчих. Местные жители «предпочли» ее старой Николаевской церкви, и та оказалась заброшенной. Для них она «недействующая и некрасивая», в то время как Михайловская – «действующая и красивая». Вот вам и шедевр «мирового значения»! Впрочем, сравните сами!
Скорее всего, решающую роль здесь сыграло то обстоятельство, что Николаевская церковь находятся на самой окраине Городища, где нет домов, и куда довольно долго идти из центра большого села. Поэтому, когда построили новую церковь в самом центре, участь старого храма была предрешена.
Николаевская церковь производит жутковатое впечатление – в пустынном месте вдруг из-за деревьев показываются большие черные покосившиеся купола без крестов. Пожалуй, это самая что ни на есть «Виевская» церковь! Через боковую дверь можно попасть в середину. Не смотря на аварийное состояние, внутри неплохо сохранились настенные росписи, есть кое-что и из церковной утвари – хоругвь, например, а также большой сундук в углу, вызывающий ассоциации с гробом Панночки из «Вия».
Вдруг леденящий холод пронзает душу и меня охватывает ужас – послышались мерные приближающиеся шаги… Несмотря на солнечный день, стало не по себе – вокруг ведь ни души! Также внезапно шаги прекратились. Забравшись по полупрогнившей лестнице на хоры церкви, я понял, кто так меня напугал – это были голуби, расхаживающие по хорам храма, как у себя дома. Казалось-бы, как их шаги можно было принять за человеческие?
Но на фоне окружающей «мертвой» тишины да еще и в мистическом полумраке заброшенной церкви реально казалось, что это были легкие шаги какого-нибудь духа или призрака, например, все той же Панночки! С радостью вышел из этого мрака на солнечный свет, сел на велик – и деру оттуда!
Молитва Кобзаря
Троицкая церковь в с.Бегач возведена в 1831 г. в формах классицизма. Это кирпичное, квадратное в плане однокупольное сооружение, часть конструкций которого выполнена из дерева. Входы в храм украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами. Храм со всех сторон украшен неглубокими нишами, которые, скорее всего, были расписаны.
Однако и здесь потрудилась «нечистая сила» - церковь заброшенная, штукатурка вся осыпалась, потихоньку выпадают уже и кирпичи из кладки, разрушаются колонны и фронтоны, на сводах растут трава и цветы, интерьер начисто уничтожен. Хотя церковь и стоит почти в центре села, в живописном месте на холме. К тому же Троицкая церковь – это не только памятник архитектуры, это еще и памятник истории! Скорее всего, в ней в свое время молился Т.Г.Шевченко!
В конце марта – в начале апреля 1847 г. Тарас Григорьевич посетил Бегач по приглашению его владельца – помещика Кейкуатова. Там он нарисовал портрет его супруги и трех их детей. И хоть прямых сведений о посещении Кобзарем Троицкой церкви не сохранилось, он просто не мог не побывать в ней! Вполне вероятно, что Шевченко даже нарисовал икону для храма – ведь нарисовал же он тогда же икону Богоматери для церкви Рождества Богородицы в Седневе, когда гостил в поместье у братьев Лизогубов?
В Бегаче есть памятный знак, поставленный в честь пребывания там Т.Г.Шевченко. Но по-моему, лучший способ увековечить память о Кобзаре – отреставрировать Троицкую церковь, в которой он молился Богу!
Свалка истории
Будучи в Чемере, вы ни в жизнь не найдете деревянную Михайловскую церковь 1888 г. постройки, вернее того, что от нее осталось. История храма печально схожа с судьбой Николаевской церкви в с.Городище - в конце прошлого века храм еще был в более-менее удовлетворительном состоянии, но чемеряне решили поставить себе церковь на новом месте, а старую забросили, при этом устроив вокруг нее мусорную свалку. И это не смотря на то, что мрачно почерневшие от времени руины Михайловского храма находятся сразу за зданием сельсовета!
Правда, в церкви еще сохранились фронтончики над окнами да деревянная резная ограда хоров, а также отдельные росписи на стенах, на которых еще можно прочитать имена их авторов: фигура Архангела Михаила написана «Усердием Даниила Шиша», а фигура Архангела Гавриила «Усердием Димитрия Дорошенка».
Тяжкий осадок остается после посещения этих романтических руин. Нет, Михайловская церковь не была таким уж ценным памятником архитектуры. Но зато она была бесценным памятником истории, так как построена на месте более ранней деревянной церкви, в которой пел Алексей Розум – будущий граф, фельдмаршал, фаворит и тайный супруг императрицы Елизаветы Петровны! Алексей Григорьевич Розумовский способствовал также возвышению своего брата – Кирилла Григорьевича, ставшего первым отечественным президентом Российской Академии наук и, как оказалось, последним гетманом Украины!
И если бы на Рождество 1731 г. полковник Ф.Вишневский не зашел бы тогда в ту церковь, не услышал бы прекрасный голос Алексея и не забрал бы его с собой в Петербург, история Украины и России пошла бы совсем другим путем. По крайней мере, тогда уж точно не было бы величественнейшего собора Рождества Богородицы в Козельце, построенного Розумовскими, не было бы шедевра Чарльза Камерона - дворца Кирилла Розумовского в Батурине, не было бы и Трехсвятительской церкви в Лемешах над могилой отца братьев Григория Розума. Не было бы чего- то очень важного и значимого для истории и культуры Черниговщины! А сейчас на этом месте – руины и свалка мусора! Вот так мы ценим и уважаем свою историю!
***
А настоящую «Виевскую» церковь в Седневе «проклятие» таки покинуло! После страшного пожара, десятилетий забвения и запустения, очень долгой реставрации, храм опять как новенький и вновь действующий! Чего, к сожалению, не скажешь о церквях, о которых речь шла выше. Они до сих пор находятся во власти «нечистой силы», и над ними так и продолжает висеть «проклятие». А может это и не проклятие вовсе, а просто наше равнодушие?
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Иван Коцюра, церковь, Черниговский Парфенон