GOROD.cn.ua

Как черниговец хотел разобраться в «пивном законе»

Как черниговец хотел разобраться в «пивном законе»
Недавно внесенные изменения в законы относительно ограничения распития и продажи пива вызывают у горожан полярную реакцию. Многие приветствуют запрет распивать пиво в общественных местах и считают, что в городе стало гораздо приличнее. Другие недовольны: «Это мое личное дело, где хочу, там и пью». А еще есть третьи. Которые хотят, чтобы все было строго по букве закона — даже в том случае, если «буква» чуть-чуть неровно выписана…

Неожиданные соображения по этому поводу высказал пришедший в редакцию «Взгляда» частный предприниматель Сергей. Считая новую редакцию закона не вполне совершенной, он решил спровоцировать интерес органов к себе и самостоятельно разобраться. Вот что из этого получилось.

Эксперимент на себе


— Я устроился на скамейке возле дома, в котором живу, с бутылкой пива, зная, что мимо в определенное время обязательно проходит наряд милиции. Через некоторое время подошли:
— Почему пьем пиво в общественном месте?
— Есть запрет пить пиво в местах, определенных законом, — в том перечне двора нет. Также нет определенного законодательством понятия «общественное место».
— Нас это не волнует, пройдемте.

И повели Сергея, не представившись, к опорному пункту, где составили протокол об административном правонарушении.
На следующий день он поджидал их на том же месте, предусмотрительно попросив двух своих соседей посидеть рядом, чтобы в случае чего выступили свидетелями. Ждали долго, Сергей выпил две бутылки пива, уже выбросил их в мусорный ящик, и только тогда патруль подъехал: чувствовалось, что целенаправленно, именно к этому к подъезду. В патруле был сотрудник, знакомый по вчерашнему задержанию. В этот раз нашего героя, как пребывающего в нетрезвом виде, повезли в психоневрологический диспансер, на Щорса, 3, где провели медицинское освидетельствование.

Теперь Сергей убежден:
— Изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях исключили понятие распития в общественных местах, вместо этого приведен лишь перечень мест, где распивать запрещено. В новом законе среди мест, в которых запрещено пить пиво (на улицах, в закрытых спортивных сооружениях, скверах, парках, в учреждениях охраны здоровья, учебных, культуры, в общественном транспорте, в лифтах и таксофонах, на детских и спортивных площадках), двор жилого дома не указан. А если следовать букве закона — что не запрещено законом, то разрешено. Понятие «улица» имеет свое нормативное определение, которое содержится в «Правилах дорожного движения» — часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов… ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Соответственно, все остальное улицей быть не может.

Готовясь к эксперименту, читатель проштудировал законы и инструкции:

— Ни в каком законе нет нормативного определения «общественного места». Раньше единственное понятие общественного места содержалось в ч. 1 ст. 178 КУоАП, однако после изменений, внесенных в кодекс законом от 21.01.2010, последнее было исключено. Есть определение в законе о табакокурении, но говорится, что термины применяются только относительно к этому закону. Есть инструкция МВД «О порядке учета преступлений, совершенных в общественных местах, на улицах в состоянии алкогольного опьянения», утвержденная приказом МВД № 438 от 21 июня 1996 года, есть методическая литература, которой пользуются органы, в которых расшифровывается понятие «общественное место», но как таковой юридически определенной законодательной нормы не существует.

Более того, данная инструкция не является нормативно-правовым актом и может применяться исключительно относительно круга лиц, для которых она является обязательной к применению — сотрудников милиции. Соответственно, нет возможности применить данную статью (178) в части наказания за появление в общественном месте в нетрезвом виде — отсутствие нормативного определения последнего делает это невозможным. Согласно ч. 1 ст. 7 КУоАП никто не может быть привлечен к административной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Иными словами, основаниями к привлечению к ответственности могут быть только те, которые являются законодательно закрепленными. Естественно, применение методической литературы и ведомственных приказов является недопустимым и противоречащим закону.

Но у медали есть и другая сторона. Прячась от милиции, граждане перебираются из дворов в зеленые зоны, парки, на берега Стрижня, на Кордовку. И если во дворах оставленный ими мусор убирался, то при таком порядке Кордовка, уже и так загаженная, стремительными темпами превратится в помойку.

Так где же оно, «общественное место»?

Но если Сергей не смог найти, каким образом законодательно оформлено понятие «общественное место», то патрульно-постовая служба должна знать, чем руководствуется при исполнении служебных обязанностей?

С вопросом обратились к командиру батальона патрульно-постовой службы Владимиру Чаривному. Владимир Эдуардович не сразу понял, о чем речь, что такое «общественное место» — для него очевидно, но с названием нормативного документа, в котором дается определение этого понятия, вышла заминочка. Процитировав несколько раз выдержки из новых законов, он назвал-таки методические рекомендации департамента общественной безопасности, которыми они пользуются и в которых дается ссылка на толковый словарь основных понятий. И то правда — на каждое слово закон не напишешь.

— Вашему читателю сразу нужно было обращаться не в газету, а в суд, если он считает, что протокол составлен неправильно. Пусть суд отменит протокол как неправильно составленный.
— А как быть с тем, что горожане теперь распивают пиво под деревьями в зеленых зонах и там же оставляют мусор?
— Далеко не все перешли в зеленые зоны. На этот случай в Кодексе об административных нарушениях есть ст. 152, предусматривающая большие штрафные санкции.

***

— Чего, собственно, вы добиваетесь?
— спросили мы у Сергея. — Чтобы разрешили пить пиво во дворах? Кому от этого станет легче?
— Хочу, чтобы все было по закону. А если закон несовершенен — пусть дорабатывают!

Вот такая принципиальная позиция. И ведь в чем-то верная?

Лариса Добрынина, рисунок Вячеслава Гайдая, еженедельник «Взгляд», №32 (166)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, пиво, закон