GOROD.cn.ua

Инаугурация Президента глазами журналистов

Инаугурация Президента глазами журналистов
Нравится — не нравится… А у страны новый президент, который в прошлый четверг, положив руку на Евангелие, принес присягу на верность украинскому народу. Журналисты «Взгляда» сочли необходимым попытаться увидеть главу державы в день его вступления на пост.

Ранний старт

Нужно честно сказать, что непосредственно с аккредитацией проблем не было. Один звонок в пресс-службу, письмо на указанный е-мейл и еще один контрольный звонок. Собственно, и все: мы в списке, список на сайте… «А куда подходить?» — «Просто подойдете «на рамочку». Паспорт только не забудьте…»

В том, что все непросто, мы убеждаемся на следующий день: в шесть утра стоим на остановке под «Украиной», за нами уже выстроилась очередь — а маршруток-то нет. Нет их и на выезде из города, куда мы метнулись, сообразив, что в центре ловить нечего. Время идет, в Киеве нужно быть не позже девяти, мы нервничаем, а никто, как назло, не останавливается. «Поотменяли из-за инаугурации маршрутки, что ли?» — размышляет голосующая рядом девушка.
— Инаугурация Януковича сегодня, вы слышали? — с той же темы начинает разговор водитель, согласившийся нас подвезти до Киева. — Правда, я не думаю, что так уж там много народу соберется… Ну кто туда поедет?
Мы мнемся, откашливаемся, потом сознаемся, что вот как раз на «коронацию»-то и держим путь.
— Ну, вы же не сами? По работе, наверное, отправили? Добровольно-принудительно? — уточняет водитель.
— Не поверите — добровольно. Работа такая…
Дорога до Киева проходит в политдискуссиях. «Ивкин, не спорь, нас сейчас из машины высадят!» — «Да нет, отчего же, давайте поговорим. У меня в машине демократия!»

«Их и так много!»


На выходе из метро «Арсенальная» видим группу молодежи с черно-красными флагами: «Молодіжний національний конгрьєс» (именно так, с мягким знаком). За конгрьесом следует тройка милиционеров и группа журналистов — но движутся они в противоположную нашему курсу сторону. А нам даже и дорогу спрашивать не надо: ориентируемся на «сотрудника в штатском», явно идущего куда надо.
Пока пересекаем Мариинский парк, замечаем не только бабушек с иконами и привязанными к хоругвям гвоздиками, но и еще нескольких вроде бы ничем не занятых и удивительно похожих друг на друга молодых людей. Вскоре они перестанут казаться чем-то необычным — слишком их много. Ну подумаешь, проводочки за ушами.

Вот и «рамочка» — а к ней очередь из пишущей и снимающей братии. Проверяют допуск девять милиционеров и молодой человек с простеньким беджиком «Служба охраны» — список аккредитованных в руках именно у него. Перелистывая страницы, он успевает переговариваться по рации: слышно, как ему докладывают, что «квартира закрыта, никого нет» и «тут у Верховной Рады горит урна». Всё под контролем, и это, наверное, замечательно, только вот очередь не то что не движется — ползет. А время, время…
«Заканчивай!» — говорит голос по рации. «Так у меня тут еще журналисты…» — «Веди их прямо сюда, здесь проверим.» — «Да очередь большая, а что, если всех не успеем?» — «Сколько успеем, столько и проверим. Их здесь и так уже много!» — обидно шутит невидимый напарник.

А самое обидное, что даже те, кто успеют войти до начала, все равно в зал Верховной Рады не попадут: прессе отведены места у экранов в кулуарах. «Ну и могли бы нас на места бютовцев посадить! — полусерьезно возмущается пресса. — Все равно они не придут!»
Наблюдать за церемонией журналисты могли либо из специально оборудованного зала в Раде, либо из пресс-центра Партии регионов. Мы выбрали второе.

Что можно было увидеть на экранах?

Да то же, что и дома по телевизору. Полупустой зал парламента. Анну Герман в старинной вышиванке (говорят, что двухвековой давности). Ложу иностранных гостей, в которой усадили и Людмилу Янукович с внуком Витей. Как раз когда камера задерживается на первой леди, Янукович слегка оговаривается: «будуючи… будучи мостом між Сходом і Заходом»…

Многие стараются придирчиво отметить, кто поет гимн положа руку на сердце, а кто нет, и кто насколько выразительно шевелит губами. Янукович почти не поет, и ему это ставят в упрек (хотя вполне вероятно, что он просто очень волнуется — вид у него, как у ребенка на утреннике, ждущего своей очереди читать стишок), а Литвин на последних словах гимна отчего-то разулыбался. Лежащую на Евангелии руку Януковича показывают крупным планом, и видно, что лежит вся ладонь, а не мизинец и указательный, как рассказывает свежесочиненная байка. Особого праздника здесь, как и на улицах, не чувствуется, и нового президента как-то даже жалко. Хотя сам он, к моменту вручения президентской печати и булавы, уже расслабился и тоже улыбается. Дождался.

А где народ?


Пять лет назад в маленьком лабиринте Шелковичной, Банковой, Институтской все было иначе: палатки, полевые кухни и толпы, толпы народу…
Сейчас улицы практически пусты. Ощущение, что пэпээсников, гаишников и тех, кто в штатском, больше, чем собственно прохожих. Стоят, взявшись под ручку, по двое-по трое, пожилые дамы с бело-голубыми зонтиками, весело улыбаются бомжи, перебрасываются фразами фото- и телеоператоры, занявшие стратегические места.

Опасаясь свернуть не туда, спрашиваем у милиционера, как пройти на Банковую. «А я не знаю…» — теряется он. Зато уверенно-снисходительным тоном дорогу указывает стоящий на перекрестке столичного вида мужчина. Тоже сотрудник спецслужб, уверяет наш всезнающий фотокор: «А я их сразу вижу! Во-первых, посмотри, какой он собранный! Во-вторых, пока мы подошли, он два раза нас осмотрел. А в-третьих — чего ему здесь стоять, на перекрестке, в девять утра? Только по работе…» Ну, может, и так.

Рамочка номер два

На Банковой тоже очередь. Правда, стоять в ней повеселее: сквозь решетку можно наблюдать за тем, как готовятся к еще одной церемонии: здесь, перед зданием секретариата президента, Янукович должен принять командование Вооруженными силами. И сейчас здесь в …надцатый раз маршируют, расстилают и пылесосят ковры, проверяют микрофоны, носят красивые пакеты с гербами…

Фотографы, которым всегда не терпится, снимают все подряд. Фотокор «Взгляда» зачем-то щелкает и щелкает дом с химерами. «Вадим, может хватит?» — «Да ты посмотри, там тень! А вон ухо, видишь?» Точно. Еще как минимум один наблюдатель — на крыше секретариата, смотрит в бинокль куда-то в сторону Майдана.

Стеклянный козырек над пропускным пунктом украшен солидным комком снега — он тает, и противные капли падают на голову стоящих у крыльца. Но очередь движется, и мы наконец слышим долгожданное: «Ваші посвідчення!» Досмотр довольно придирчивый — приходится вынуть из сумки фотоаппарат, телефон, диктофон и все металлические предметы. Сумка на конвейере едет на просветку, фотоаппарат просят включить.
Десять минут на всё про всё

— Немного в сторону! И вперед! — координирует кого-то очередной мужчина с проводком за ухом. — И смотри, чтоб ветром не захлопнуло!
Понятно: он говорит о распахнутых воротах, в которые через несколько минут должен въехать президент. Видимо, здесь уже известно о том, что из-за чьей-то нерасторопности входившего в Раду Януковича чуть не щелкнуло по носу дверями. Но с воротами все в порядке. Некто дает отмашку — и наконец-то все оживляются. «Еее-дууут!» — кричит кто-то из коллег, передразнивая сцену из «Формулы любви». Въезжает всего один черный автомобиль и из него выходит президент.

Янукович в черном пальто без шарфа — виден воротник рубашки и узел красного галстука (руководства по дресс-коду в один голос утверждают, что это — цвет лидерства). У него уверенная, хозяйская походка. Спокоен и малоэмоционален. Устал?

Помимо командующих войсками его встречают глава СБУ Валентин Наливайченко и глава Службы внешней разведки Николай Маломуж. Рапорт новому Верховному главнокомандующему отдает начальник Генштаба, Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Иван Свида.
Звучит гимн, поднимаются национальные флаги, а чуть в стороне раздаются выстрелы — военный салют. С журналистской трибуны видно, как взмахивает рука в белой перчатке: «Стреляй!» Мы в очередной раз спорим: «Они специально мимо музыки поют! Ему назло!» — «Не выдумывай. Просто оркестр в стороне, и они не слышат…»

Снова музыка — воины почетного караула идут перед президентом торжественным маршем — и Виктор Янукович направляется в здание секретариата (которому осталась до переименования в администрацию всего пара часов), принимать дела у экс-президента Виктора Ющенко.
А распоряжающийся на месте чиновник уже докладывает в телефон: «Сейчас мы всех убираем!» Это про нас…

И спрашивала шепотом: «А что потом?»

«Янукович победил! Янукович победил!» — орут где-то в стороне. Средних лет и странноватого вида мужчина специально приехал из Житомира, чтобы поприветствовать своего лидера. На его одежде символика Партии регионов, в том числе значок с гордой надписью «Я не был на майдане». Представиться он категорически отказывается, но с прессой общается с удовольствием. Говорит, что ждал этого дня пять лет: «Я член партии с 2004 года, я стоял тогда возле «Зоряного».
***
О том, что последует в самое ближайшее время после инаугурации, мы пытаемся разузнать у народного депутата Украины Виктора Хары.
Как вы думаете, Виктор Федорович займет бывший кабинет Виктора Ющенко или расположится в другом помещении?
— Думаю, что пока никаких перемещений не будет. Понимаете, то «скромное обаяние инаугурации», которое мы сегодня наблюдаем, говорит о том, что человек глубоко понимает, в какой ситуации находится страна. И ему внешние эти атрибуты не очень важны. Важно дело, и об этом он, кстати, сегодня сказал: «Я не привык краснословить, я привык много работать». Сегодня он примет кабинет, но я думаю, у него даже мысли не возникнет о том, чтоб там делать ремонт, менять мебель… Нужно работать. Давайте выйдем из пике — экономического, политического, социального, финансового — в котором мы находимся, а потом уже можно думать, в какой кабинет переходить и в какой цвет красить стены.

— То есть президент на работу прямо сегодня выйдет?
— По процедуре он сейчас должен быть здесь и Ющенко должен ему передать дела.
— Показалось, что Виктор Федорович был сегодня несколько скован… Как настроение у него?

— Настроение у него боевое. Он очень мужественный, когда нужно — жесткий человек. Он сознает величайшую ответственность, которую он на себя возложил в самые критичные дни для Украины, а Украина так плохо и так опасно, как сегодня, еще не жила. Выбор людей, добрые флюиды, которые присутствовали в этом зале, добрые слова собравшихся, конечно, не могли не растрогать его, он ведь состоит из чувств, как и каждый… Он может больше их прятать, чем мы все, но иногда это волнение и ощущение ответственности прорываются наружу.

— Как скоро будут первые кадровые назначения и можете ли вы назвать какие-то имена?
— Думаю, что первые назначения будут уже завтра. Чем быстрее сформируется команда, тем быстрее начнется работа и тем быстрее мы выйдем из тупика. Имен назвать не могу: можно называть несколько фамилий кандидатов на один и тот же пост, а завтра окажется, что из этих двух или трех вообще никого не будет. Очень многое зависит от формата коалиции и от того, какие аппетиты будут у фракций, которые в нее войдут, — мы вынуждены будем с этим считаться. Все говорят: «Нам кресла не нужны!» — но когда идет сбор подписей, торг оказывается уместен, никуда не денешься, жизнь такая.

СПРАВКА

Стоимость проведения процедуры инаугурации новоизбранного президента оценивается в 2 млн. гривен. На мероприятии присутствовали 11 глав иностранных государств, а также четыре главы правительств, четыре спикера парламентов, высокие представители международных организаций и руководители внешнеполитических ведомств от 15 иностранных государств.


В столицу ездили Вера Едемская и Вадим Ивкин, еженедельник «Взгляд», №9 (143)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, инаугурация, Виктор Янукович