Все мы не раз слышали сказки о том, что еще 70 лет назад Стрижень был судоходным. Правда, в 70-е годы прошлого века на нем, почти в центре города, проводили свои тренировки гребцы, а на берегах речки, между военным госпиталем и Красным мостом, были пляжи для отдыха горожан. Сегодня Стрижень даже трудно назвать рекой. Его зеленая вода напоминает, скорее всего, мутную клоаку, да и по своему химическому составу она мало чем от нее отличается. Хотя власти особо и не афишируют, но все равно поговаривают, что черниговские предприятия сбрасывают в реку отходы своего производства. А то, что в реку в нескольких местах сбрасывают ливневые воды (которые также перемешаны с канализацией) и канализационные стоки домов, стоящих около нее, – это вообще ни для кого не секрет. Если к этому добавить свалку мусора, в которую превратилась река от улицы Киевской до проспекта Победы, то становится понятным, почему от реки в летний период идет зловонный запах. Как бы там ни было, но в городе вновь заговорили о чистке русла реки, и поводом для этого стали 1,5 млн. грн., которые скопили на счетах городского природоохранного фонда.
Стрижень – повод для «поговорить»
В пятницу 12-го февраля в здании городского совета состоялась очередная пресс-конференция по вопросам расчистки реки Стрижень. В ней приняли участие заместитель мэра Александр Сердюк, начальник управления архитектуры Людмила Павлинская, начальник управления земельных ресурсов Юрий Титаренко, начальник УЖКХ Вадим Антошин, руководители предприятий «Водземпроект» (проектант) и ГП «Черниговская ПМК №59» (исполнитель работ) и еще много-много должностных лиц, прямо или косвенно связанных с этой проблемой. Говорили о Стрижне долго и много. Правда, большей частью не по сути стартовавшего проекта, а так, в целом и общем, для того, чтобы придать побольше значимости своим начинаниям. Из всего сказанного я, например, понял, что никто всерьез проблемами реки так и не занимается. В ближайшее время не предвидится ни расчистки русла, ни борьбы с «левыми» канализационными сбросами, ни очистки ливневых стоков и ничего другого, что могло бы оживить ядовито-зеленые воды горячо любимого черниговцами Стрижня. И главная тому причина – отсутствие денег! Понятно каждому здравомыслящему человеку: их на расчистку русла реки в ближайшее время не предвидится. По расчетам 2007-го года, на это дело понадобилось бы более 80 млн. грн. Можно предположить, что сегодня для проведения очистительных работ и прекращения ядовитых сбросов в реку нужна сумма, близкая к половине городского бюджета (бюджет 2009-го года – чуть более 580 млн. грн.). Но самое главное: особо не тратя денег, уже сегодня административными методами можно было бы прекратить большую часть сбросов в реку. Но по непонятным причинам (или понятным...) никто не только ничего в этом направлении не делает, но даже и не говорит об этом!
За последние несколько лет можно отметить ряд этапов «борьбы» за чистый Стрижень:
2004 г. - разработан паспорт реки (детальная характеристика гидрологического состояния) и проект расчистки ее русла, который так и остался нереализованным;
2005 г. - разработан очередной рабочий проект расчистки Стрижня от улицы Гетмана Полуботка до проспекта Победы, который также не реализовали;
2006 г. - ГП «Водземпроект» ОАО «Черниговодпроект» разработало технико-экономическое обоснование (ТЭО) «Улучшение экологического состояния реки Стрижень в городе Чернигов»;
2007-2008 гг. - ТЭО проходит государственную экологическую экспертизу и утверждение.
Береговую линию выделят в натуре
Как заявил на пресс-конференции начальник управления земельных ресурсов Черниговского городского совета Юрий Титаренко, в Чернигове началась разработка проекта выделения прибрежной полосы Стрижня. Непосредственно самой разработкой занимается ГП «Водземпроект». Вопрос этот, безусловно, важный, но самое главное в нем – на каком расстоянии от реки в городе будут располагаться приватизированные земельные участки. Если Земельный кодекс трактует этот вопрос однозначно: для малых рек – 25 метров, то у Юрия Титаренко несколько иное мнение.
- По умолчанию прибрежная защитная полоса устанавливается в пределах 25 метров, - объяснил ситуацию Юрий Титаренко, начальник управления земельных ресурсов. - Но, учитывая ситуацию, в населенных пунктах прибрежную полосу можно устанавливать по имеющейся градостроительной документации. В частности, это было одно из высказанных мной проектантам условий – прибрежную полосу устанавливать по градостроительной документации…
Юрий Титаренко считает, что ранее выделенные участки могут примыкать практически вплотную к Стрижню – их граница может проходить в двух метрах от береговой линии. Начальник управления земельных ресурсов заявил, что в Чернигове эти участки выделялись с давних времен, и на сегодня оказались уже приватизированными. В целом управление против выделения участков в прибрежной зоне, но если они уже узаконены, нужно принять правильное решение. Как бы там ни было, но окончательное решение остается за экспертизами и оценками профильных управлений.
Со своей стороны мы не ошибемся, если скажем, что массовая застройка прибрежной зоны приведет к дальнейшему загрязнению Стрижня. Кстати, не лишним было бы разобраться и с самозахватом прибрежной полосы. По информации, полученной от компетентного источника, таких «левых» участков насчитывается не менее полусотни…

«Чисто не там, где метут?..»
Кроме вопроса ядовитых стоков, который касался, скорее всего, экологов, поднимали журналисты на пресс-конференции и тему расчистки Стрижня от мусора. На страницах газеты «Семь дней» неоднократно размещались фотоснимки читателей, на них были изображены свалки мусора прямо в русле реки, поваленные деревья, месяцами не вывозимые из вод Стрижня. Кого наказали за бесхозяйственность? Кто ответил за свалки, устраиваемые на реке? Сколько человек оштрафовано за слив канализации в «бурные» воды Стрижня?
- Я разделяю возмущение жителей нашего города, которые показывают проблемные места, но, к сожалению, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят, - заявил начальник ЖКХ Вадим Антошин, отвечая на эти вопросы. - Я хотел бы, чтобы ваша газета объявила еще одну рубрику: фотографируйте тех, кто «бардачит», кто мусор выбрасывает, кто паркуется на зеленой зоне. Вы пишете, как власть плохо работает, а вы фотографируйте и пишите о тех, кто это безобразие делает! В этом году мы специально создаем службу, которая будет заниматься этой речкой…
В свою очередь, хотелось бы отметить, что не журналисты должны следить за порядком в городе, а должностные лица, которые имеют соответствующие инструкции и полномочия. Порядок навести не так уж и сложно. Нужно только захотеть! И для этого не обязательно создавать дополнительные структуры и т.п. И еще одно: нормальному человеку сложно бросить мусор на чистой дороге. А если вся дорога в мусоре, то, какая, собственно разница: одной бумажкой больше или меньше…
О проекте
О проекте говорили много. Если в нескольких словах и попроще, то городские власти решили выделить 1,5 млн. грн. со счетов природоохранного фонда на ремонт шахтного водосброса в устье реки Стрижень. Сам по себе водосброс специалисты упрощенно сравнивают с кухонной мойкой, в которую через верхний перелив поступает вода, впоследствии вытекающая через «слив» внизу прямо в Десну. По результатам тендера исполнителем работ было определено ГП «Черниговская ПМК №59». Специалисты отметили, что донный водосброс в целом функционирует, но его неудовлетворительное состояние делает невозможным обеспечение проточности воды в реке. Шахтный водосброс очистят от ила, отремонтируют затвор для сброса воды, а внутрь бетонной шахты для упрочения конструкции вставят металлическую гильзу. Но, судя по проекту, основная часть денег будет потрачена на то, чтобы отвести воду от шахтного водосброса и осушить русло в этом месте. Для этого планируется прокопать водоотводный канал и построить две дамбы. После проведения ремонтных работ дамбы будут разобраны, а канал засыпан. Причем если сегодня для прокладки канала нужно сносить деревья, то потом, после его закапывания, деревья придется вновь сажать.
При подготовке материала нам пришлось пообщаться со многими специалистами. Примечательно, что большинство из них говорят о том, насколько сложным будет выполнение данного проекта в этом году в связи с обилием снежного покрова, и что задумку будет нелегко воплотить в жизнь. Что же касается влияния работы водосброса на чистоту вод Стрижня, то, по мнению специалистов, эти вещи не взаимосвязаны. Шахтный водосброс необходим только для того, чтобы регулировать уровень воды в реке и, при необходимости очистки русла, – спустить всю воду на участке от улицы Киевской до устья реки.
Из всего вышеизложенного напрашивается вывод: может быть, проект и важный, но, скорее всего, несвоевременный. Ремонт водосброса можно было бы совместить и с расчисткой русла. По крайней мере, это было бы экономически целесообразнее. А учитывая то, что об очистке Стрижня говорят с 70-х годов прошлого века, можно предположить, что пока дойдут руки до непосредственно расчистки, шахтный водосброс нужно будет ремонтировать по-новому. Кстати, во время пресс-конференции касались и еще одного проекта по Стрижню, внедренного в 80-е годы. Тогда на Бобровице была сооружена насосная станция и проложен напорный коллектор до истоков реки. Планировалось перекачивать воду из Десны в Стрижень, и тем самым оживить реку. Технически проект был выполнен, но так и не заработал. Сегодня на восстановление коллектора, по словам заместителя мэра Чернигова Александра Сердюка, нужно несколько (хотя и не более десятка) миллионов гривен. Не станет ли проект шахтного водосброса таким же «проектом ради проекта»? Можно предположить, что полтора миллиона можно было бы направить на другие нужды, и с большей пользой. Но, как бы там ни было, по заявлению авторов проекта, он был согласован со всеми заинтересованными организациями и получил позитивные выводы Госуправления охраны окружающей среды в Черниговской области и Центральной службы Укринвестэкспертизы. Что ж, поживем – увидим…
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Стрижень, водозброс, Игорь Грищенко