КП «Черниговодоканал» и городской совет хотят «закрыть» наболевший вопрос поверки счетчиков воды, обязав поставщика услуги проводить поверку, а получателя – оплачивать ее по отдельному договору. Изучив вопрос, корреспонденты пришли к выводу, что это, скорее всего, не точка в вопросах поверки приборов квартирного учета воды, а всего лишь запятая. И, как говорится, «Далі буде»…
Нужен ли счетчик воды?
Ведя разговор о целесообразности установки счетчиков воды с директором КП «Черниговодоканал» Александром Шкинем, мы поняли, что счетчики – для абонента дело выгодное. Уж слишком у нас нормы расхода воды запредельные!
- Если человек по нормам потребления оплачивал 300 литров воды в сутки, то, как говорит статистика, по счетчику получается, что потребление в три раза меньше, - считает Александр Шкинь. - Прибор окупается практически за полгода. Правда, все зависит от того, сколько вам нужно установить счетчиков. В домах, где установлены газовые колонки, как правило, один счетчик. Но в некоторых домах города, где сложная разводка подачи воды, доходит и до шести приборов учета!
Учет – дело хорошее, но затратное для одних и доходное для других. Постановление КМУ №630 «О Правилах предоставления услуг…» гласит: «...в квартире работы по установке средств учета воды… проводятся специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя».
Странно, но поставщик услуг «Водоканал» отказался от установки квартирных приборов учета. Невыгодно, говорят, понимаете ли!
- Эти услуги должны оказывать частные компании, - убежден Александр Шкинь. – У нас есть телефоны компаний, которые это делают. С установкой счетчика проблем нет. Это рынок – и только свистни…
Свистнули. Заплатили «наличкой» – и уже после установки счетчика «дядей Васей» квартирные средства учета берутся КП «Черниговводоканал» на абонентский учет – так требует законодательство. А чего там, в счетчике, намутил этот «дядя Вася» своими «очумелыми ручками», никого не интересует?
Судя по затратам на установку, видим, что не так уж и дешево! По цене – годовая норма расхода воды на одного абонента! Но если в квартире живет несколько человек, тогда затраты (если не текут краны и сливной бачок, семья не принимает ванны по нескольку раз в день и не поливает газоны) окупаются быстро.
Больной вопрос
Счетчик установили – начинаем экономить. Но не очень долго. Проходит четыре года, и вам опять говорят: «Готовьте деньги!» Вы делаете удивленные глаза и спрашиваете: «За что?» И, кстати, правильно спрашиваете! Но строгий дядя (или тетя) из «Водоканала» отвечают: «Ваш счетчик не прошел поверку! И если вы не сделаете ее в срок, будете платить по расчетным нормам». Говорят, по сути, правильно. Неповеренный счетчик может насчитать что угодно. Но кто должен оплачивать это удовольствие?
В Законе Украины «О метрологии и метрологической деятельности» этот вопрос трактуется однозначно: «…за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по… водоснабжению». В то же время в Постановлении КМУ №529 от 20 мая 2009 четко сказано, что услуга - «периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки» - должна быть включена в Типовой перечень услуг по содержанию домов и сооружений.
Получается, что «Водоканал» обязан провести поверку приборов учета, а ЖЭКи – компенсировать эти затраты, получив деньги с квартиросъемщика. Кто-то спросит: «Какая разница – оплатить сразу за поверку или эта сумма будет возмещена с потребителя за счет тарифа на содержание домов?» Если в тарифы никто поверку счетчиков до сих пор не включил, значит, разница есть!
Я думаю, что основная причина все же кроется в том, что все эти «заморочки» со снятием и поверкой счетчика «где-то» в метрологии придумали только для того, чтобы выманить с нас, «буратин», наши «пять золотых». Сегодня «Водоканал» добивается, чтобы абоненты заключали и оплачивали отдельный договор по поверке счетчиков. По словам Александра Шкиня, снятие, транспортировка, поверка, последующая транспортировка и установка двух счетчиков обойдется абоненту в 132 грн.! Поверка одного счетчика будет немногим дешевле, поскольку сама поверка Госстандартом счетчика стоит всего 10 грн., а все остальное – «набегает».
Возможно, эти 132 грн. не хотят включить в тариф по следующим причинам. Во-первых, малоимущим затраты будут компенсироваться за счет субсидий. Во-вторых, льготные категории за эту услугу оплачивать не будут (или оплатят частично). В-третьих, 132 грн. сразу всегда приятнее, чем по 10 коп. в день. Да и будут ли эти 10 коп.? Поскольку компенсировать оказание услуг льготным категориям будет государство, то, скорее всего, оно возьмет за основу расценки Госстандарта, поскольку платить лишних денег не любит. И тогда все сложности со снятием-пломбированием и запредельными калькуляциями отпадут сами собой. Придет к вам тетя с мерным ведром, отмеряет 10 (а может быть, и 100) литров воды, сверит с показаниями счетчика и поставит штамп «Поверено». Можно и с ведром не ходить, а просто взять эталонный счетчик с воронкой – и лей-сравнивай сколько душе угодно…
О чем разговор
Кто-то, прочитав все написанное выше, спросит: «О чем разговор? О поверке счетчиков говорят уже не первый день, ну и пусть говорят!» Оказывается, нет! Руководство КП «Черниговодоканал» уже добилось того, что исполком принял решение о заключении дополнительных договоров между поставщиком и потребителем услуг!
- Вчера (20-го января – авт.) было принято решение горисполкома, в котором говорится: «Обязать «Водоканал» оказывать услуги по поверке приборов квартирного учета воды, а жителям – оплачивать ее по отдельному договору, - заявил директор КП «Черниговодоканал» Александр Шкинь. Нужно отдать должное директору предприятия – заботится о доходах!
А мы заботимся о жителях города, а значит, и о себе, поэтому считаем, что, принимая такое решение, исполком основывался на разъяснении МЖКХ, которое было дано КП «Черниговодоканал» в ответ на письмо (исх. №8/1783) последнего от 3.11.2009 г. Но это разъяснение – скорее всего, мнение заместителя министра И.В. Запатриной, поскольку рекомендация о заключении вышеназванного договора не ссылается ни на один законодательный акт. В то же время есть Закон и Постановление КМУ, которые предписывают, что и как делать!
Как сейчас быть «Водоканалу»?
На этот вопрос неоднократно отвечал мэр нашего города Александр Соколов, «проталкивая» новые тарифы на водоснабжение: если предприятие подавало в городской совет обоснованные расчеты затрат по оказанию услуг, а тарифы, утвержденные местным самоуправлением, не компенсируют эти затраты, их стоимость должна быть возмещена дотациями из бюджета.
Возможно, никто расчетов затрат и не подавал? Кстати, исправить ситуацию обещали и в МЖКХ, поскольку она характерна для всей Украины. Министерство разрабатывает Методику формирования тарифов на водоснабжение, куда и внесет соответствующие изменения.
Итоги
Анализируя ситуацию, можно предположить, что страсти вокруг поверки счетчиков будут разгораться и дальше, ведь слишком высока цена вопроса. Сегодня количество счетчиков, установленных в квартирах города, дошло до 103 тыс. штук. А это означает, что «Водоканал» теряет 13,6 млн. грн.! Если учесть, что количество счетчиков может возрасти на 56%, становится понятно, за что идет борьба. Кто в ней победит? Поживем – увидим…
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: поверка счетчиков, вода, Игорь Грищенко