GOROD.cn.ua

В очередь за справкой от психиатра стоят по 5 часов (журналистский эксперимент)

Андрей Пищур

«Недавно проходил обычную водительскую медкомиссию для которой необходимо получить два сертификата: от нарколога и психолога в диспансере по улице Щорса, 3, — написал в редакцию Сергей Николаевич (фамилию не назвал). — Пришлось потратить два дня из-за неорганизованности этой службы, выстоять огромные очереди и испытать, прямо скажем, унижение со стороны врачебного персонала. Почему-то во всех, кто к ним приходит, они видят психов, алкоголиков и наркоманов».

В первые два часа появляется жажда справедливости

В пятницу, 20 ноября, отправляемся за сертификатами. Около десяти утра подходим к очереди возле кабинета психосмотра и выдачи сертификатов психоневрологического диспансера (ул. Щорса, 3).
Там уже переминаются с ноги на ногу около 20 человек. Время приема — с 8.15 да 15.00.
Одни уходят, другие подходят. В результате постоянной миграции те, кто не находит свое местов очереди, должны занимать ее заново.
Закрепившись в очереди, бежим в регистратуру. За направлением. Там спрашивают паспорт, цель получения сертификата. Одного из нас, прописанного в районе, направляют в районную больницу. Городская идет в отделение банка «Демарк» оплачивать счет — 14.6 грн.

Очередь движется медленно. Вопрос «Кто последний?» начинает раздражать. Ближе к двенадцати «блатных» начинают жестко фильтровать.
— А ну, расходитесь отсюдова, обложили тут мою больницу!— грозно кричит молодой человек, стуча отстающими от подошв каблуками. Этого пропускают.
К парню в хвосте очереди подходят подруги.
—    Ты   издеваешься, столько стоять?! Пошли! — возмущается одна из них и тянет парня вдоль очереди к заветной двери.
—  Ничего себе, а за патлы не хочешь? — реагирует стоящая в очереди голубоглазая блондинка Оксана Серая.

Пара скрывается за дверью диспансера. Девушка вскоре выбегает обратно. Парень — немного позже и уже с заветным сертификатом.
— Сколько это можно терпеть, пошли к главврачу, пусть он принимает! И жалобу написать надо! — глядя на это, поднимает бунт Сергей Тимченко. — В конце концов, мы деньги им за эти сертификаты платим!
Человек семь из очереди идут искать и.о. главврача Людмилу Ященко. Ее на месте не оказывается. Троих искателей справедливости запускают в кабинет заместителя Владимира Брезме.
—  Ничего не могу поделать, — разводит руками Владимир Николаевич. — У нас всего четыре врача-психиатра в больнице. Только два из них могут выдавать сертификаты. А ведь еще и больных принимать нужно.
—    А мне на работу сегодня надо, — спорит Сергей Тимченко. — Как я за руль сяду? Меня же оштрафуют.

Следующий час – передышка для врачей

— Единственное, что могу пообещать: ждите, сегодня примут всех, кто стоит в очереди. Пока сертификаты не закончатся. Хоть до четырех работать придется, — заверил Брезме.
— То есть жалобу писать бессмысленно? — зачем-то уточнил Сергей.
— От этого у нас врачей не добавится. Но если есть желание — пишите, — ответил доктор.
Не особо обрадованные, возвращаемся обратно в очередь. Стоящие смотрят с надеждой:
— Ну, что сказал?
— Ждать: Не буйствовать.
— Понятно. Встретимся в понедельник, — не выдерживает и уходит мужчина из очереди.

В кабинете психосмотра начался обед. В расписании на вывеске снаружи, возле крыльца, обед не значится, но он есть. Время обеда, полчаса, указано внутри, на двери кабинета. Там, в небольшом предбаннике, стоит несколько стульев. Можно присесть и согреться. Но помещаются туда немногие. Остальных просят на улицу.
Ждать холодно. Хочется присесть. Три лавочки, чуть дальше, мокрые от дождя. Стоим, ждем.
— Остались самые стойкие, — говорит женщина средних лет, сменившая в очереди уставшего мужа.
— Интересно, а вы и к любовнице вместо мужа ходите? — подкалывают ее скучающие мужички.
За время стояния в очереди к психиатру можно было отлучиться и получить сертификат от нарколога. Он ведь тоже необходим.
Большинство стоящих так и сделало.

А Соколов об этом знает?

В компании с Оксаной Серой идем к наркологу. Записываемся в регистратуре, оплачиваем в банке услугу — 28 гривен. Расписываемся в том, что прослушали какую-то лекцию об оказании первой помощи при ДТП. (Лекции не было). Сдаем кровь, ожидаем минут 10 результатов. И с выпиской — к наркологу. Очереди тут нет.
—  Отсядьте подальше, что-то вы носом подозрительно шмыгаете,— бурчит нарколог Валентина Третяк, выписывая сертификат.
—Так холодно же, несколько часов на улице простоять...
— 87 человек таких, как вы, за сегодня приняли. Кто чихает, кто кашляет. А мы заболеем — кто будет вас принимать?
Возвращаемся с зелеными сертификатами. Очередь почти не продвинулась. Некоторые счастливчики выходят из двери, радостно улыбаясь и размахивая голубым сертификатом. Другие — с багровыми лицами. Видать, отказали им?

Мимо проходит женщина в белом халате и маске. У мужчин она не вызывает подозрения, на мы-то с Оксаной видели, как она только что подьехала на иномарке. И, одевая халат а регистратуре наркодиспансера, хвасталась знакомым, как хорошо устроилась в офисе.
— Не пускайте ее, она из офиса! — кричим вслед фальшивой медичке.
Крепкие мужички отталкивают даму от заветной двери, распахивают кабинет, ругают женщину и настоящих медиков.

Сопровождаемая злыми комментариями дама ни с чем возвращается к машине. Так ей и надо!
Чем ближе к заветной двери, тем больше накаляется обстановка. Особенно после того, как медсестра обьявила, что бланков осталось всего 14.
После нервных разборок у двери остаются 14 счастливчиков. Остальные уходят до понедельника.
— Что я тут делаю? Идиотский способ убить время! — размышляет вслух Андрей Пищур. — Неужели нельзя по базе данных проверить: ну не состоял человек на учете — на, получи сертификат. А то можно подумать: кому нужна такая бумага, он ее не получит.
— Да это просто издевательство над людьми. Соколов об этом знает?! — говорит Владимир Грецкий. — Почему главврач, администрация не могут организовать этот процесс, как следует? За деньги, которые мы платим за сертификаты, можно было все компьютеризировать, создать постоянную базу данных. Проверили: не дурак — получи сертификат, дурак — иди лечись. Интересно, как такие сертификаты получают мэр города, губернатор, начальник ГАИ? Неужто и они в стоят?

Психа узнают при личном контакте

Наконец вхожу к врачу. Просят предъявить паспорт. Предъявить его сегодня приходилось уже четыре раза. Поэтому на обычном месте, в бумажнике, его не оказывается. Истерически ищу. Из кабинета не выгоняют, лишь пеняют, что надо было заранее подготовиться, и приглашают следующего, чтобы не прерывать процесс.
Нахожу. Спрашивают, не состою ли я на учете в психиатрическом диспансере. Не было ли обмороков, потерь сознания, судорог, страхов, навязчивых состояний, бессонниц? Под конец отвечаю, уже не задумываясь, лишь бы быстрее. По коленкам не стучат, вопросы на сообразительность не задают. Место работы записали. Отнеслись к нам нормально. За психов, алкашей и наркоманов не принимали. Правда, говорили ласково, успокаивающе. Типа: «И тебя вылечат...» С чистой совестью начинаю задавать вопросы.
 — Кто приходит за сертификатами?
— Чаще всего водители, — отвечает врач-психиатр Валентина Железняк.
А могу я получить такой сертификат просто так?
— Просто так справку можно получить в регистратуре
психдиспансера. Посмотрят, не состоите ли вы на учете, и выдадут. Или нет.

—  Могу я кого-нибудь привести, чтобы посмотрели? Если сильно сомневаюсь в психическом состоянии человека?
— Человек проходит у нас обследование только добровольно, сам, при наличии паспорта.
А по фотографии психическую   ненормальность определить можно?
— Нельзя. Только при подробной беседе.
Многим сертификаты не выдавали?
— Мы можем выдать сертификат с запрещением на вождение транспортного средства. После тяжелых психических расстройств человек на протяжении пяти лет не может получить разрешающий сертификат.
Каждый, кто не получил сертификат, имеет право это оспорить. Тогда созывается консилиум врачей.

—  Если человек вызвал какие-либо подозрения, что дальше?
—  Ему назначается электроэнцефалограмма, консультации психолога, невропатолога. Мы можем только рекомендовать дальнейшее лечение.
Не могут являться признаком психического расстройства ни бегающие глаза, ни трясущиеся руки. Может, человек устал, переволновался.
На каждый из вопросов анкеты нужно дать правильный ответ, чтобы получить сертификат?
— Некоторые вопросы я игнорирую, — говорит Валентина Владимировна. — Например, есть вопрос о сексуальных дисфункциях. Если каждый из пришедших начнет мне о них рассказывать... И как, спрашивается, эти дисфункции могут повлиять на вождение? Или, допустим, как на вождение может повлиять энурез? (Такой вопрос тоже есть в анкете).
Что настораживает?
—  Потеря сознания, частые судороги или если человек перенес инсульт. Сразу назначается дополнительное обследование, после которого нужно принести выписку.

Сколько принимаете человек в день?
— Около 120-и. Бывает, больше, бывает, меньше. Кабинет буквально не закрывается, такой темп выдержать сложно.
А все потому, что ГАИ в очень короткий срок обязало всех водителей предъявить сертификат о психологической принадлежности. Если бы это можно было сделать в течение года, таких очередей не было бы. Раньше 50-70 человек в день приходило, теперь более ста.
Сегодня многим запрет выдали?
— Сертификаты с запретом нахождение транспортного средства выдаем крайне редко. За неделю были отсроченные. Сложные случаи обязательно решаются в комиссионном порядке.

Справка о состоянии здоровья водителя действительна 2 года. Если есть какие-то заболевания или преклонный возраст, тогда медосмотр проходит чаще – раз в год или иной срок, это уж как определят врачи.

Милицию осматривают в ведомственной больнице

А действительно, как получает справки начальство? До губернатора и мэра — далеко. А вот начальство в ГАИ спросить вполне можно. Что мы и сделали.
— Полтора года назад я проходил медосмотр во время обязательной ежегодной диспансеризации в областной больнице МВД, — говорит заместитель начальника отдела ГАИ для обслуживания административной территории города Чернигова, подчиненного отделу ГАИ управления МВД в Черниговской области, Андрей Коваль. — Там у нас есть все врачи, в том числе психиатр и нарколог. Следующий медосмотр надо пройти до 30 апреля 2010 года.

Елена Гобанова, Геннадий Гнып, еженедельник «Весть», №48(368)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Елена Гобанова, Геннадий Гнып, справка, психиатр