GOROD.cn.ua

Собрал 180 орнаментов писанок

 

В Киеве народный мастер Анатолий Семенцов из Сосницы занимался оформлением интерьера Конституционного суда (среди прочего, по собственным эскизам изготовил 19 кресел-тронов). Работал в столице и над дизайном домов известных и богатых. Вернулся в Сосницу с неоднозначными впечатлениями. С одной стороны — приятно, что признан и востребован, с другой — камень на сердце:

— Из окна одного фешенебельного особняка, в котором работал, я часто видел, как из мусорного контейнера неподалёку взрослые и дети тайком таскали остатки еды. На фоне роскоши моих клиентов их нищета вызывала шок. Каждый следующий раз я воспринимал это всё острее и острее. Внутри назревал протест. И наступило время, когда он взорвался.



Так родилась одна из наиболее символичных работ Се менцова в дереве «Олигарх»: мешки под глазами магната символизируют защиту финансовых дельцов со стороны прокуратуры, полиции, других структур; знак доллара на языке, ресницы, напоминающие рога, компьютер биоробота на лбу — жажду обогащения и бездуховность.

— После того как закончил этого демона, решил заниматься только тем, что добавляет, а не забирает энергию, — не скрывает Анатолий Петрович. Одним из таких занятий был сбор древних оберегов, знаков, орнаментов, которые тысячелетиями изображали на писанках, и расшифровка их символики. Эту работу он начал ещё в конце 80-х годов прошлого века. Объездил на собственном автомобиле едва ли не всю Черниговщину. Встречался с бабушками 80 лет и старше, расспрашивал их, давал каждой листок бумаги с изображением контура яйца и просил изобразить орнаменты, которые сохранились в памяти.

— Не все женщины соглашались сразу. Боялись, что за это могут наказать. Но многие из них, разговорившись и мысленно возвращаясь в молодость, будто расцветали. И вспоминали рисунок за рисунком. За 7 лет собралось почти 200 образцов писанок, — рассказывает Анатолий Семенцов. — Я перерисовал то, что изобразили бабушки, точно по их линиям, отобразил каждую чёрточку.



Рисунок на писанке — это образ, это — как икона.

В нём нет лукавства. Наоборот — человек подсознательно закладывает в него светлую энергию, кодируя добро и самые сокровенные надежды.


Скажем, «гребешки» изображали, надеясь выпросить у небес дождя, чтобы засуха не уничтожила урожай, «розу» считали символом любви. Подарить писанку с розой — всё равно что признаться в чувствах.

Самыми близкими ему энергетическими знаками Анатолий Петрович называет древнейшее «древо жизни» и «спираль» — символ течения времени, рождения и смерти.

— Хотелось сохранить всё это для следующих поколений. Поэтому часть орнаментов я ещё в конце 90-х отобразил в деревянных формах и предоставил Черниговскому центру Национального союза народных мастеров Украины, членом которого был тогда. Надеялся на помощь в популяризации росписи писанок. Но мою идею не поддержали. Думаю, нашлись более выгодные проекты.

В знак протеста мастер вышел из союза. И решил самостоятельно воплотить в жизнь свой проект.

Это растянулось на годы, ведь параллельно Анатолий Петрович реализовывал другие замыслы (первое настоящее признание — после окончания Косовского техникума народных промыслов — он получил как резчик по дереву). Рельефные маски языческих богов, фольклорных и литературных героев, панно со сценами народных праздников — это только небольшая часть его творческого «деревянного» наследия. Не меньше и «глиняного». Скажем, серия масок гоголевских пресона-жей из «Ночи перед Рождеством», «Сорочинской ярмарки». А еще — многочисленные выставки в музеях, центрах культуры на Черниговщине и за её пределами.



И всё же Семенцов добился своего. Ну и пусть, что только через 3 десятилетия после того, как начал сбор материала: в январе этого года (как подарок к 72-летию автора) вышел альбом «Писанки Черниговщины» с цветными иллюстрациями всех 180 собранных им орнаментов и трактовкой символов.

Деньги на альбом собирали — без преувеличения — всем миром. Больше всех помогли иностранцы украинского происхождения. Часть тиража (было напечатано 500 экземпляров) автор подарил музеям, библиотекам, творческим коллективам, мастерам — с тем, чтобы они приобщали к росписи писанок детей и таким образом сохраняли эту жемчужину народного искусства.

— ... Разводили огонь в печи. Ставили на шесток в мисочке сырые яйца, чтобы нагрелись, потому что воск лучше ложится на тёплое. Для чёткости линий в него добавляли немного сажи. Расписывали специальным писачком, макая его тонкую часть в растопленный воск, — рассказывает о старинном способе нанесения орнамента мой собеседник.

В альбоме приведён и современный способ — он проще. Оба уже взяли на вооружение сотрудники Сосницкого музея Александра Довженко, организовав предпасхальные мастер-классы по росписи писанок.

Мария Исаченко, «Гарт» № 18 (3030) от 29 апреля 2021

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Семенцов, Сосница, орнамент, писанка, Исаченко, Гарт