Вокзал — это не только место встреч и расставаний, постоянного ожидания и бесконечной дороги. Это целый мир в миниатюре со своими законами и порядками, живущий своей загадочной жизнью. Здесь днем и ночью работают диспетчеры и железнодорожники, охрана и милиция, торговцы и медики. Однако здесь же «работают» и мелкие мошенники, карманники и другие нечистые на руку типы. А для бездомных вокзал — вообще родной дом.
Мы, обычные жители города, бываем здесь несколько раз в году — и все бегом, торопясь… Знаем ли мы, чем живет вокзал в течение суток?
Утро
Ранним утром я вхожу в помещение вокзала. В средине почти безлюдно. Здесь находятся только техработницы, которые убирают помещение. Вот приходят первые пассажиры и потихоньку начинают заполнять зал ожидания. Продавцы открывают продуктовые киоски. Открываются кассы. Вокзал медленно оживает.
И вот я уже стою на первой платформе. Совсем скоро на станцию должна прибыть первая электричка Чернигов — Нежин. Платформа, как и само помещение вокзала, почти безлюдная. Но вот диктор объявляет о прибытии поезда и неизвестно откуда появляется большая масса людей.
Поезд подъезжает. И перед ним собирается целая толпа. В суматохе слышно поругивание недовольных пассажиров. Ведь каждый пытается войти первым, чтобы занять лучшее место. Старушки тащат тяжелые, перегруженные тележки с товарами на продажу. С другой стороны электрички открываются двери, и люди начинают перебегать через рельсы прямо позади поезда. Один из пассажиров также решает войти с тыльной стороны, но его тележка застревает прямо на рельсах. Подбегают молодые люди и помогают ему выбраться на платформу.
После десяти минут суматохи все занимают свои места и электричка уезжает, а вокзал как ни в чем не бывало снова становится тихим и спокойным местом.
На вокзале есть всего два места, где можно перекусить. В магазине «Магистраль», кроме бытовых товаров, отдела по продаже мобильных телефонов и переполненного алкоголем продуктового, сразу же обращаешь внимание на небольшую закусочную. Обстановка в ней мягко говоря непритягательная: затертые стены, обитые фанерой, водка на розлив, домашняя колбаса и заветренные бутерброды.
Кафе «Карат», которое находится в подвальном помещении вокзала, также не радует глаз. Но все же внешне выглядит намного приличней. Здесь пассажирам предлагают вареники и пельмени, закуски, а также кофе и чай. Как говорит одна из работниц кафе, на вокзале бывает все — и драки, и ссоры с нецензурной бранью.
День
На вокзале многолюдно, под расписанием толпится народ. В зале ожидания кто-то общается, кто-то читает газеты. Время прибытия следующей электрички, идущей в Нежин. Пытаюсь пройти на платформу, но у выхода к поездам меня останавливает контролер. Без билета не положено, говорит он.
Пробую проследовать за группой людей, которые стремятся попасть на электричку без билета. Обхожу вокзал, но проходы в ограде закрыты на замок. Поблизости за порядком пристально наблюдает милиционер. Рядом со мной прогуливается пожилой мужчина. Он явно ищет возможность проникнуть к платформам не заплатив.
Тем временем правее за оградой постоянно подходят все новые и новые пассажиры. Несколько групп людей с тяжелым багажом направляются куда-то в сторону частного сектора. Иду за ними и без особых усилий нахожу проход! К замурованной работниками вокзала бреши в ограде приставлена доска, по которой без затруднений может взобраться любой желающий. Именно через этот проход безбилетники и пробираются к поездам. Те, кому не под силу взобраться на стену, протискаются прямо через подкоп под бетонной стеной.
Вечер
Немного согревшись в зале ожидания, снова выхожу на перрон. Мужчина поблизости интересуется, есть ли кто-нибудь из Гомеля. Рассказывает, что в Чернигов приехал за одеждой, ведь в Беларуси все намного дороже. Зато сам работает в колхозе и очень удивился, что у нас все давно развалилось, а поля пустуют.
Подъезжает поезд Чернигов—Гомель, и пассажиров становится все больше и больше. В Беларусь люди везут все, начиная с бытовой техники и автомобильных запчастей и заканчивая большими мешками кукурузных хлопьев.
В поезд врывается пожилой мужчина. В руке он держит клочок бумаги, который пытается выдать за билет. Проводники выводят его наружу. Пассажир настоятельно объясняет проводникам, что ему срочно нужно на Урал. «Но это же не на Урал поезд!» — доказывают ему другие пассажиры. После нескольких неудачных попыток пройти, он пытается прорваться в средину вагона силой, после чего наряд милиции провожает его за территорию вокзала.
Провожу некоторое время на перроне и замечаю нескольких исхудавших бездомных собак. Тоже здешние обитатели…
Ночь
Чем ближе к вечеру, тем активней становится жизнь на вокзале. Под покровом темноты правила поведения, которые управляли людьми днем, практически полностью исчезают.
Пожилые мужчины и женщины бродят в поисках бутылок. Иногда им приходится даже спускаться на рельсы.
Вокруг вокзала распивают алкоголь и прогуливаются несколько подозрительного вида компаний. Пешеходный мост, который связывает вокзал и район Шерстянки, также оживает. На моих глазах молодые люди бросают окурки прямо с моста на перрон. Из-за ограды доносится смех и возбужденные крики.
В зале ожидания ночует несколько пассажиров. В холле о чем-то беседуют дежурный по станции и милиционер.
Вокруг товарных вагонов всю ночь бегают работники, занятые разгрузкой. То и дело слышатся их выкрики, они подгоняют друг друга и беззлобно подшучивают, если кому достанется слишком уж увесистый груз.
На платформе встречаю молодого парня. Интересуюсь, что он здесь делает в четыре часа утра…Роман говорит, что иногда ему приходится провожать на киевскую электричку свою девушку. По его словам, ночью на вокзале небезопасно: однажды ему пришлось стать свидетелем драки с поножовщиной на пешеходном мосту. Если присмотреться, там еще до сих пор видны следы от лужи крови, говорит он.
Впрочем, милиционер и охрана говорят, что чрезвычайных происшествий на вокзале не случается и ночью здесь все спокойно.
***
Ближе к рассвету все вокруг затихает. Еще долго до первой электрички, и вокзал пока спит. Все на время останавливается — для того чтобы через несколько часов вновь проснуться и жить своей неповторимой, ни на что не похожей жизнью.
Комментарий
Интересно, что за 60 лет вокзалом управляло всего пять человек, и среди них четыре женщины. Первым начальником вокзала была Лидия Толмачева. Она возглавила его еще в 1945 году, строила и управляла до 1979 года. Сейчас Лидии Александровне более девяноста лет.
Нынешний начальник вокзала — Тамара Ерошенко:
— На сегодняшний день штат у нас небольшой, — рассказывает она, — на вокзале работает всего лишь 66 человек. В основном это билетные кассиры — их 24 человека, остальные — уборщицы, работники багажного отделения. И обслуживающий персонал: сантехник, столяр, электрик. На вокзале у нас один перрон и три платформы. В летнее время пассажиропоток достигает порядка девяти тысяч. Сейчас же намного меньше, около трех.
До 1999 года на вокзале был памятник Ленину. У нас тогда еще не было электричек, да и вокзал был в зеленых мрачных тонах. В 99-м прошла реконструкция, и статую убрали. Тогда же вокзал стал таким, каким вы можете его увидеть сейчас.
О вокзале существует несколько легенд. Мне много раз приходилось слышать легенду о том, что если на вокзал смотреть с большой высоты, то его форма напоминает фашистский крест. На самом деле — ничего подобного, потому как вокзал строился по проекту советских архитекторов, и они не могли допустить изменения плана постройки. А военнопленные делали то, что им говорили. Многие интересуются, не знаю ли я имен архитекторов. Но, к сожалению, этого уже никто не помнит. Разные источники указывают разные данные, но достоверно об именах никто не знает.
Иногда у нас случаются экстренные ситуации, иногда даже смешные. То кто-то порвет штаны об острую верхушку забора, то в туалете застрянут…
Охраной общественного порядка на станции Чернигов занимается линейный отдел милиции. Заместитель начальника отдела Александр Ильюшко считает, что в целом на вокзале обстановка спокойная.
— Однако пассажирам нужно обратить внимание на то, что на вокзале днем появляются цыгане (в основном приезжают из Конотопа и торгуют на рынках) — были случаи, когда именно цыгане воровали оставленные без присмотра сумки.
Обычно воруют на вокзале деньги и мобильные телефоны. Но в электричках, прибывающих со стороны Нежина, за этот год было всего два случая краж. И в обоих случаях преступления были раскрыты сразу же, по горячим следам. С некоторым напряжением ожидаем выборов, и вот почему. На вокзале, прямо в зале ожидания, устраивают избирательный участок. Треть зала отделяют фанерной стенкой и ставят ящики для голосования. Почему именно здесь? Говорят, «так исторически сложилось»... Но в зале ожидания помимо людей, пришедших проголосовать, находится еще масса других. И сотрудники милиции не могут уследить за всеми. Кто угодно может прийти с целью помешать выборам. Мне такая ситуация кажется неправильной.
Справка
Здание Черниговского железнодорожного вокзала — памятник архитектуры. В годы войны было разбомблено немцами. Они же его и отстраивали — с 1948 по 1949 год вокзал сооружали немецкие и венгерские военнопленные. Руководили строительством архитекторы Гранаткин и Лоскутков. Гранаткин же проектировал метро «Арсенальная» в Киеве, а Лоскутков — вокзал в Новосибирске. В 1950 году вокзал был официально открыт, в 1999-м сооружение было отреставрировано.
Через вокзал пролегают пути практически во всех направлениях. Раз в день ходит электричка до Киева, в том числе и ночная. Несколько раз в день отправляются электропоезда до Нежина, Славутича и дизели до Горностаевки — украинской пограничной станции по пути на Гомель.
Немного истории
Теперешнее сооружение — уже третий черниговский вокзал. Первый построили в 1899 году на левом берегу Десны, в пяти километрах от города. Это была станция Старый Чернигов.
Старый Чернигов существовал до 1928 года, пока не построили новый вокзал, неподалеку от привокзальной площади. В июле 1941 года он был уничтожен во время воздушных бомбардировок.



Михаил Тимошенко, фото Вадима Ивкина, еженедельник «Взгляд», №43 (124)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Михаил Тимошенко, вокзал