GOROD.cn.ua

Проходят ли мимо нас опасные грузы?

Проходят ли мимо нас опасные грузы?

После недавнего ЧП на железнодорожной  станции Чернигов, когда из цистерны вытекло 200 килограммов соляной кислоты, у горожан осталось легкое ощущение тревоги.  Откуда непредвиденная опасность может прибыть в наш тихий и комфортный город и чего нужно опасаться? 
— Аварии на трассах неожиданны и предвидеть их, как любое ДТП, почти невозможно, — сообщает начальник Управления гражданской защиты ГУ МЧС Украины в Черниговской области Дмитрий Бескостый. — По среднестатистическим данным, за сутки по автодорогам области провозится около 300 тонн опасных продуктов. Доставку в город опасных грузов можно ожидать отовсюду. В 2006 году зафиксировано 4 случая разлива опасных веществ при перевозках. В Варвинском районе перевернулся автомобиль с цистерной, который перевозил жидкие удобрения, вылилось 6 тонн. На трассе Киев — Сумы во время ДТП разлилось 5,5 тонн дизельного топлива и моторного масла.
80% перемещаемых по области опасных веществ — транзит, как правило, это или сырье, или продукция химических предприятий. Наши 29 химически опасных предприятий такое количество опасных веществ просто не используют, максимальная потребность в них — 130 тонн.

Классификация опасных грузов довольно обширна. Это — взрывчатые вещества, газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся, ядовитые жидкости, радиоактивные материалы. Многие из них — нефтепродукты, химические вещества, пиротехнические средства — мы лихо используем в быту, не задумываясь об их потенциальной опасности.
Не все они допускаются к перевозкам, перемещение разрешенных к транспортировке опасных веществ сопровождается разработанной для таких случаев процедурой. Их размещают в специально оборудованных автомобилях, усовершенствованных для максимальной безопасности: в них изолируют электрическую систему, на глушитель устанавливают искрогаситель, бронируют топливный бак и так далее. И уж невооруженным глазом видны проблесковые маячки на автомобилях, перевозящих опасные грузы в сопровождении спецподразделений ГАИ по утвержденному маршруту.

Опасность рукотворная

Зачастую чрезвычайные ситуации создает отжившая свой век техника и отсутствие особо пристального внимания к ней обслуживающего персонала. В 2007 году на железнодорожной станции Нежин дала течь цистерна, переправляемая из новополоцкого предприятия «Химпром», через предохранительный клапан вытекло 20 литров кислоты. В то время было очень жарко, кислота расширилась, и клапан дал течь. Но, казалось бы, надо предусмотреть температурные колебания и предупредить их негативные последствия. Тем более что на железных дорогах цистерны используются гораздо дольше положенного срока. Но если бы все выполняли свои обязанности как положено, всё было бы идеально…
Печальную статистику протекающих дырявых цистерн особенно активно пополняет крупное химическое предприятие «Днепроазот»: в августе 2006 года отправленная им цистерна дала течь соляной кислоты и в этом году происшествие на железнодорожной станции Чернигов было создано также этим отправителем. Начальник железнодорожной станции Чернигов Николай Кубышко рассказывает о деталях случившегося:
— Цистерна, в которую грузоотправитель залил кислоту, обита внутри резиной. Бывает, что плотность резины с годами нарушается, тем более что такие цистерны эксплуатируются по 15 лет. Способ их проверки недостаточно эффективен: их фонариком высвечивают изнутри. Достаточно отверстия величиной с иголку — и капля кислоты протекает к металлу и разъедает его. Такое могло случиться на любой станции.
Опасность вдыхания паров соляной кислоты человеком наступает в 50 метрах, цистерна же стояла значительно дальше, на 11-м пути, в 250—300 метрах от перрона. Как правило, подобные грузы мы держим подальше от вокзала, они отстаиваются на путях с 8-го по 12-й в ожидании времени отправления или накопления полного состава. Обычный состав складывается из 57 грузовых вагонов.

Случай с соляной кислотой показал, что службы, призванные реагировать в таких случаях, в аварийной ситуации работают слаженно. На место аварии прибыли группа главного управления МЧС в области, 8-го учебного центра Госслужбы транспорта, управления по вопросам чрезвычайных ситуаций городского совета, правоохранители, экологи, ответственные лица железной дороги, другие службы. Был создан штаб по ликвидации аварии. На место протекания цистерны наложили бандаж. Пожара не было, но к месту происшествия прибыл пожарный поезд, с которого тремя распыленными струями воды была создана водяная завеса для осаждения паров. После устранения течи собрали верхний слой земли и увезли на утилизацию.
Слаженность отрабатывается проведением совместных учений и достигается высоким уровнем координации действий подразделений во время ликвидации чрезвычайных ситуаций. В том числе нужно избежать паники, хотя в большинство происшедших ЧП было вовлечено небольшое количество людей. Все они носили случайный характер и, Бог миловал, диверсий не было. Сообщения о чрезвычайных ситуациях в городе поступают в координационный центр на телефон 101, и сразу же оповещаются все службы, созданные для ликвидации аварийных ситуаций.

Эхо Чернобыля

Но есть неподалеку от Чернигова место, которое еще долго, может быть, необоснованно, будет источником различных страхов, — Чернобыльская зона. После аварии было сделано все для того, чтобы «законсервировать» зараженную территорию.
Начальник таможенного поста «Энергия» Черниговской таможни Николай Сух сообщает о надежной системе контроля и пропуска грузов, которые переправляются из Чернобыльской зоны.
— На пути из Зоны отчуждения ЧАЭС (Чернобыльская зона) в Черниговскую область вклинивается небольшой фрагмент белорусской территории. Поэтому автомобили, движущиеся в этом направлении, подвергаются досмотру военизированной службы Чернобыльской зоны, таможенными органами на белорусском посту Комарин и в пункте пропуска «Славутич» уже на нашей территории.
 На двух украинских пунктах установлена сложная система радиационного и экологического контроля, которая предназначена для пресечения вывоза из Чернобыльской зоны зараженных предметов. Проверяют не только водителя и пассажиров, которые перемещаются из Чернобыльской зоны, а и транспортные средства как с грузом, так и без груза. Приборы радиологического контроля обеспечивают полный контроль всех перемещаемых объектов. В случае выявления загрязненного груза сигнал автоматически поступает и на центральный пункт администрации Чернобыльской зоны, которая контролирует процедуру задержания автомобиля.
Но однозначно: зараженные предметы (материалы) из Чернобыльской зоны не вывозятся, а экспорт своей продукции ЧАЭС не осуществляет. Все, что производится в Чернобыльской зоне, там и остается. Это касается строительных материалов, которые используются для возведения ряда объектов (площадки, котельных, «саркофага»…).
Николай Иванович продемонстрировал работу детектора радиологического контроля, полученного по линии американской технического помощи:
— На его шкале нет градации уровня радиации, но есть разбивка на цифры от 1 до 9. Если срабатывает цифра 2 — в досмотр вступает инспектор по радиологическому контролю.
Нигде на территории Чернигова прибор не срабатывает, кроме терминала на рынке «Нива», там на детекторе высвечивается цифра 1, что означает очень слабый радиационный фон. Ближе к Чернобылю показатели выше.

Но опять-таки срабатывает человеческий фактор, и не в лучших своих проявлениях. На границе, в районе Парышева, в прошлом году в стороне от пункта контроля обнаружили хорошо протоптанную, с выкорчеванными столбами тропу. В мае этого года в Масанах на территории «Вторцветмета» были обнаружены 630 килограммов радиоактивнозараженного металла. Одно успокаивает: такие случаи — из ряда вон выходящие, все источники радиоактивных веществ учитываются и охраняются.
Так кого нужно опасаться?

Справка:
По сводке МЧС, крупных аварий в области в этом году не происходило. С начала года было травмировано в ДТП  766 человек,  в  прошлом году — 1025,  в этом году погибло 102 человека, в прошлом — 159.

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», №41 (122)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, груз, цистерна, яд, авария