Приезжая из Киева вечерней маршруткой, гости Чернигова видят освещенную Екатерининскую церковь, множество фонарей в деревьях около нее, светящийся музыкальный фонтан у горсовета и подсвеченный драмтеатр. А того, что за драмтеатром, уже не видно. Об этом знают только местные.
Когда-то давно школьная завуч подмигивала моим одноклассникам-семиклассникам, мол, скоро уже будете девушек в сквер Хмельницкого приглашать. Тогда такая перспектива казалась нам романтичной и красивой. Можно только догадываться, как сейчас ученики могут представлять себе вечер в сквере под Богданом Хмельницким. От романтики это уж очень далеко: несколько старых, сдвинутых в кучку скамеек, «дырявый» асфальт, ни одного (!) рабочего фонаря. Журналисты попытались узнать, что происходит со сквером, каково его будущее и как чувствуют себя в нем черниговцы.
А может, такая теперь романтика?
Как ни странно, школа №3, находящаяся напротив, на сквер жаловаться ничуть не собирается. По крайней мере, так сказала заместитель директора Виктория Конончук. Старшие классы занимаются в сквере физкультурой — и никто не жалуется. Вторая смена ходит через сквер, будто через страшный сказочный лес, домой — тоже никто не жалуется.
— Сквер тут чистый, — говорит Виктория Леонидовна, — наши дети его сами убирают. И нам не на что жаловаться.
Нетрудно догадаться, что не все дети и их родители думают так же, как руководство школы. Многие стараются зимними вечерами лично забирать из школы даже довольно взрослых детей. Хотя школа находится в самом центре города... Виной тому — «сквер», к легендам о котором относятся не только романтические истории любви, но и ужастики о якобы бродящих там маньяках, которые пересказывают друг другу впечатлительные школьницы, которым страшно ходить домой в темноте.
Непривычно, но в случае с этим сквером мусор — самый мелкий недостаток.
Планы есть. Денег нет
Проект обновленного сквера с позапрошлого года лежит в управлении архитектуры и ждет своего времени. Скорее, своих денег. А их, как известно, нет.
Финансировать новый сквер собирались еще к прошлогоднему празднованию 1100-летия первого летописного упоминания о Чернигове. Были даже пробы получить финансирование из государственного, не местного, бюджета. Но как-то не сложилось... Чего ждать теперь — не известно. Вадим Антошин, глава городского УЖКХ, говорит, что регулярно выносит на сессию горсовета вопрос о финансировании. Всё глухо.
— Для реализации проекта нам нужны 7—8 миллионов гривен, — говорит Вадим Леонидович. — Взять их негде. Но я вот что могу сказать: ежегодно из городского бюджета тратятся около 9 миллионов гривен на уборку города. И около 40% этих денег — уборка за нечистоплотными горожанами, которые не доносят бутылки и обертки от еды до урны. Были бы мы сами аккуратнее, были бы у нас и на сквер деньги...
Что тут скажешь. Крыть-то нечем.
Что мы имеем?
А что же являет собой сейчас многострадальный сквер? Это сквер послевоенной застройки и посадки. Что со скамейками и дорожками всё плохо, ясно и без комментариев. А вот тамошнюю растительность стоит внимательно рассмотреть — это может быть даже интересным. Для такой прогулки журналисты пригласили Светлану Потоцкую, заведующую гербарием Черниговского государственного педагогического университета. Светлана Александровна как научный работник как раз специализируется на дендрофлоре Чернигова.
— Видно, что сквер очень запущен, растения неухожены… — сразу же констатирует специалист. — Сейчас уже сложно сказать, засаживался ли сквер первоначально по какому-то плану. Но сейчас тут многие деревья умерли, некоторые сами выросли, некоторые — жители досадили просто так... Поэтому ни о какой эстетике, ни о какой красоте, создаваемой деревьями и кустарниками, тут говорить нечего.
Также Светлана Александровна сразу же отмечает отсутствие «среднего яруса» — почти нет кустов. Видно, что когда-то по контуру парка росли кусты бирючины, которой легко можно придавать форму. Но сейчас только опытный дендролог может увидеть в кустах идею обрамления периметра...
— Вместо парковой травы под ногами — видите — растут крапива, фиалки, — опускает взгляд Светлана Александровна. — Это также придает эффект заброшенности.
Во время прогулки с биологом замечаешь то, на что никогда бы внимания не обратил: сколько в парке сухих деревьев, сколько погнутых, какие чахлые стоят ели, какие кривые и разросшиеся кусты сирени, какие поеденные каштановой молью каштаны...
Но и гордиться скверу имени Богдана Хмельницкого пока что есть чем: тут растет несколько экзотических катальп бегониевидных (деревья с большими светло-зелеными листьями, которые цветут «свечками» очень душистых цветов), но большинство из них заброшенные, кривые и подсохшие. В сквере растет манчжурский орех, несколько разновидностей елей и кленов, много туй... Правда, приземистые туи, расположенные симметрично, давно превратились в букеты самосева — тут и клены среди них молоденькие, и липы, и крапива, и чистотел...
— Сейчас еще можно спасти некоторые хорошие деревья, — резюмирует Светлана Александровна. — Для этого нужно просто регулярно за ними ухаживать.
Уход за сквером и его растительностью лежит на плечах КП «Зеленбуд». К сожалению, редакции не удалось услышать комментарий от этой структуры. Хотя мы регулярно звонили туда в течение полутора недель.
А если бы...
А если бы были деньги, то был бы у нас чудесный сквер. Он не был бы продолжением «лягушачьего парка», он был бы совсем самостоятельным. Проект реконструкции предусматривает реконструкцию и дорожек, и бордюров, и тротуаров с оградками по периметру сквера, и освещения, и озеленения.
Среди всего прочего в обновленном сквере запланированы такие приятности:
• Устройство покрытия из клинкерного кирпича красного и белого цвета, элементов фигурного мощения.
• Создание сирингария (сада сирени) и розария (сада роз), а также участка зеленых насаждений композиции растений непрерывного цветения из кустарниковых и цветочных растений.
Среди прочего планируется высадить 19 декоративных деревьев и 36 кустарников, установить 48 скамеек и 28 урн, 53 фонаря.
Отдельный нюанс в реконструкции, которая, возможно, когда-нибудь все же будет осуществлена — это церковь Святой Параскевы Пятницы, расположенная на территории сквера. Как рассказал генеральный директор Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний» Юрий Соболь, в ближайшие несколько лет вопрос о достройке возле церкви колокольни совсем неактуален.
— Единственное, что мы сможем себе позволить, если выделят деньги, — это небольшая ажурная ограда вокруг храма, — делится планами Юрий Алексеевич.
* * *
В заключение хотелось бы показать зарисовку на тему мировоззрения обычного маленького черниговского жителя.
Вышел четырехлетний мальчик на балкон в одном из спальных районов, посмотрел во двор и сказал: «Сколько земли пустует! А можно же было такую парковку построить!»
Это не анекдот и не выдумка, это — восприятие мира нового черниговца. Возможно, кому-то оно и мило, но с общечеловеческой точки зрения — надо что-то делать.
Справка
Сквер — благоустроенная и озелененная территория внутри жилой застройки; небольшой озелененный участок в населенном пункте, используемый для отдыха и декоративного оформления площадей и улиц.
Кстати
«Экологическая дорожка» в Яловщине
Привести в порядок городскую зелень можно не только деньгами, но и «голым» энтузиазмом. Это продемонстрировали черниговские экологи и биологи — преподаватели и студенты химико-биологического факультета Черниговского государственного педагогического университета 5 июня, в День защиты окружающей среды.
Известно, что в Яловщине сохранилось много экзотических растений, которые были высажены там после войны. Идея объединить их все одним маршрутом возникла на факультете еще в 80-е годы прошлого века. В 90-е маршрут был уже разработан, и в 2002 году получил паспорт экодорожки. Все работы по ее созданию проводились преподавателями и студентами на добровольных началах.
На протяжении трех километров (15 остановок) любители природы могут ознакомиться с более чем 50 видами природной и интродуцированной (экзотической) дендрофлоры, а также — ландшафтных территорий Яловщины.
На сегодня вся дорожка промаркирована, в ее начале установлена схема маршрута, в день открытия тропа была освящена отцом Романом из Пятницкой церкви.
Проходя по «экологической дорожке», все желающие могут полюбоваться уксусным деревом, пробковым деревом, деревом со слоновыми ушами, венгерской сиренью, медвежьим и манчжурскими орехами и другими экзотами.
В планах активистов — приводить дорожку в порядок и маркировать каждую остановку.
Ремонт дуба возле Антониевых пещер
В начале мая работники «Киевского историко-культурного центра» по приглашению Национального архитектурного заповедника «Чернигов стародавний» приезжали в наш город... ремонтировать дуб. Дерево, которое уже 300 лет растет над Антониевыми пещерами, дожилось до плачевного состояния. Камень, брошенный в дыру на верхушке дерева, падает возле самой земли — середина вся трухлявая.
Приехавшие специалисты удивлялись: среди множества вылеченных ими деревьев в таком состоянии они еще ни одно не видели. А если не оказать дубу помощь, он погибнет. И самое страшное тут, что через щели от его корней вода будет попадать в древние пещеры.
Лечили дуб специальным раствором, в который входит пепел (он «дезинфицирует» поверхность) и гипс, который сохраняет ствол. На всю «операцию» понадобилось около 2 тысяч гривен. Их заповедник частично получил от спонсоров, частично поддержал КП «Зеленбуд».




Анна Прейс, фото Вадима Ивкина, Анны Прейс, Сергея Чернякова, еженедельник "Взгляд" №27 (108)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Анна Прейс, Чернигов, Богдан Хмельницкий, сквер