21 мая Кабинет Министров на расширенном заседании принял пакет из 23 постановлений, регулирующих малый и средний бизнес. Вот только скептики называют его «мертворожденным». Почему?
Самое, казалось бы, нужное — постановление № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года». По нему для получения лицензии надо собирать меньшее количество документов и вводится мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса, кроме тех предприятий, работа которых чревата вероятностью возникновения негативных последствий для здоровья людей и окружающей среды. Для различных групп риска установлена разная частота проведения плановых ревизий.
Раньше, когда контролирующие органы обнаруживали нарушения, они выписывали протокол и в обязательном порядке взимали штраф, по крайней мере, требовали его, а дальше, бывало, как договорятся. Сейчас предпринимателю дается 30 суток для устранения нарушения, и только если он не выполнит на протяжении этого срока предписания, к нему можно применять финансовые и административные санкции.
Внеплановые проверки могут проводиться только в случае поступления жалобы по отдельному конкретному вопросу или же сам предприниматель может просить о внеплановой проверке, например, в случае возвращения ему налога на добавленную стоимость. При этом постановление о проверках не распространяется на налоговиков, прокурорский надзор, досудебное следствие, они по-прежнему руководствуются своими ведомственными законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодеком.
Вроде бы нужные и своевременные постановления. Меньше проверок — меньше возможности проверяющим органам госпожнадзора, санэпидемстанции, госнадзортруда, госгорпромнадзора, энергонадзора, а также органам по защите прав потребителей, Пенсионному фонду и другим тормозить бизнес. Насколько продуктивны будут эти регуляторные акты, покажет практическое их использование. Вот только если бы еще не сильные сомнения в их законности…
Попытка узаконить отношения
Предвидя возможное игнорирование постановления № 502 контролирующими органами, народные депутаты пытались провести его в Верховной Раде в виде соответствующего законопроекта, который имел бы законную силу. Соратница премьер-министра Наталья Королевская 21 мая в Верховной Раде представила законопроект № 3429 о минимизации негативных последствий финансового кризиса для предпринимателей. В нем предлагалось серьезно уменьшить минимальный уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью при их регистрации, минимальный срок долгосрочной аренды государственного и коммунального имущества установить на уровне пяти лет, а также упростить процесс лицензирования. В проекте закона «О противопожарной деятельности» предложено было исключить норму о том, что обеспечение работы пожарной охраны может финансироваться из благотворительных пожертвований (что было по сути узаконенным разрешением дачи взятки).
Но большинством голосов нардепы по разным соображениям этот законопроект не поддержали, поэтому исходное постановление так и осталось законодательно неподкрепленным.
Хiба хочеш? — Мусиш!
Дело в том, что контролирующие органы даже не пошевелятся для выполнения этого постановления, пока к ним не придут конкретные инструкции от вышестоящего начальства, так как в различных ведомствах руководством к действию является ведомственный закон и инструкции. Закон превыше всего, тем более выше подзаконных актов — постановлений Кабмина. И уж конечно, постановлениями нельзя изменять порядок проведения проверок, установленный Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Но в итоге многие контролирующие органы под давлением различных рычагов, используемых правительством, выполняют постановления, которые вступают в коллизию с множеством законов и требований. Приловчившись к лавине взаимоисключающих распоряжений сверху, выполняют последнее распоряжение, даже если оно противоречит предыдущему, до тех пор, пока не придет следующее. Например, пожарные Чернигова, руководствуясь указанием своего департамента, включили в группу высокой степени риска 760 организаций и проверяют их по-прежнему. Остальные плановые проверки вообще отменили, но приходят при безотлагательных обстоятельствах: когда предприятие работает вообще без регистрации или не устранены предыдущие нарушения. Но нарушения противопожарной безопасности и происходят как раз в этих, в основном, небольших предприятиях, например, в них чаще всего взрываются баллоны с газом. Такая система существует до поры до времени, пока не случится очередное ЧП и это постановление не будет отменено следующим.
По инициативе самой же Юлии Тимошенко закрыт был игорный бизнес после взрыва газового баллона в игровом зале Днепропетровска. Но теперь пополнение бюджета потребовало новых маневров и противопожарная безопасность призабыта. А послабление давления на предпринимателей было предоставлено для того, чтобы они не так роптали при введении новой «удавки» — пенсионного сбора. Баш на баш.
Чего не сделаешь ради транша
Если выполнять постановление № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения», принятое Кабинетом Министров Украины 14 апреля, то предприниматели, которые находятся на едином и фиксированном налоге, а также предприниматели — члены их семей, — должны платить в Пенсионный фонд Украины фиксированные страховые взносы, помимо единого налога. Страховой взнос на каждого наемного работника — 123,5 гривны, а с декабря 2009 года — 138,11 гривны. Вроде бы небольшие отчисления, но это если не рассматривать их в комплексе всех затрат, которые несет предприниматель: арендная плата, официальные (и неофициальные, чего греха таить) затраты на платные услуги разрешительным службам: сигнализацию выведи на пульт, санэкспертизу проведи — за все нужно платить.
«Протолкнуть» постановление № 366 законным путем не получилось — парламентарии вообще не включили в порядок обсуждения соответствующий законопроект № 3521. Но выполнение постановления противоречит п.1 ч.2 ст.92 Конституции Украины, по которому система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. И уж совсем Кабмин не посчитался с Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Указом определяется, что предприниматель-«единщик» не является плательщиком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
Обещания разработчиками «пенсионного» постановления пенсионного стажа у предпринимателей вызывают сплошной скепсис.
Татьяна (фотографироваться не захотела):
— Мы и так много платим за право торговать на рынках. Налог, в принципе, небольшой — 60 гривен, но аренда бутиков, в которые люди сейчас будут переходить, сумасшедшая. За маленький надо платить 500 — 600 гривен, аренда двойного не меньше тысячи. Но никто не поднимает этот вопрос, все говорят только о налоге. Даже за то, чтобы только попасть в маленький бутик, нужно выложить 17 тысяч гривен, за двойной — 35 тысяч, а за боковой аренда доходит до 60 тысяч.
Александр:
— Как раз в тот день, когда Кабмин принимал эти постановления, мы ездили в Киев с требованием отменить предпринимательский страховой пенсионный стаж. Но Тимошенко грубо обманула нас, обещала выйти, а сама ушла через черный ход.
С нынешней торговлей платить за каждого еще в Пенсионный фонд — это грабеж, это надо было делать до кризиса, когда торговля шла гораздо лучше. Мы выживем, но для этого поднимем цены на 7%, как минимум. Это впридачу к тем 100%, на которые повысилась и закупка, и продажа за последний год.
Если не платить взнос — в налоговой инспекции не продлят патент. При оформлении патента они требуют показать оплаченную квитанцию из Пенсионного фонда.
А насчет пенсионного стажа — я вас умоляю, наши пенсии и пенсионный стаж считают так, что на пенсию от государства надеяться не приходится.
Мне только интересно, почему когда мы начинали бизнес, то помощи у государства не просили. А сейчас, когда работаем и людям предоставляем работу, поборы все увеличиваются. Я как работодатель плачу работнику зарплату, налоги, аренду, теперь еще пенсионный взнос.
Они с нас «дерут» любой ценой. Если человек сдал патент и пошел становиться на учет на биржу — его там не берут, потому что предприниматель. Женщину, которая уходит с рынка в декрет и, рассчитывая на «детские» деньги, идет на биржу — тоже не берут.
Я собираюсь в отпуск на месяц, но все равно должен оплатить патент и аренду — а с каких доходов, ведь точка будет закрыта? Платим добровольно-принудительно.
Валентин Алексеевич:
— Я уже пенсионер, поэтому это постановление меня не коснется. Но я понимаю, что именно этот взнос будет для многих сильным ударом, многие не смогут при таких поборах торговать. А хозяева не смогут или не захотят за них платить пенсионный взнос, даже если договорятся платить наполовину.
Люди согласны не получать пенсионный стаж, лишь бы не платить такие большие поборы. Тем более что у многих есть необходимые пять лет страхового стажа и по достижении пенсионного возраста они получат минимальную пенсию, пусть небольшую.
Проблематично платить взнос еще и потому, что сейчас идет реконструкция рынка и тем, кто захочет на нем работать, нужно будет выплатить 17 тысяч гривен за бутик плюс аренду 300 гривен. Многие соглашаются на такие условия, потому что находятся в безвыходном положении — больше работать негде, я лично торгую уже 17 лет. Вот только вопрос — где брать деньги? Мне близкие родственники дают беспроцентную ссуду, часть суммы сам собрал.
Наталия:
— Пенсионные взносы, может, и надо было платить, но до кризиса. Сейчас, когда торговля упала в несколько раз, выделить 200 гривен в госбюджет сложно. Постановление вышло в конце мая, а с нас требуют сейчас заплатить за май и июнь сразу 400 гривен. Нам с мужем (он тоже предприниматель) трудно выделить из семейного бюджета 800 гривен за один раз, у нас нет такой выручки. Говорят, что будут заставлять платить, налоговая будет проверять и конфисковывать имущество тех, кто не оплатил.
А насчет стажа — дай бог, чтоб мы дожили до своего пенсионного возраста с такой жизнью. Мне кажется, когда придет новое правительство, примут другие законы!
***
Но Кабмин уже подсчитал, что изменение размера фиксированной ставки позволит дополнительно привлечь в бюджет Пенсионного фонда 1,9 миллиарда гривен за восемь месяцев 2009 года. Всем известно, и было уже подтверждено не раз, что Кабмин в спорной ситуации всегда отдает предпочтение интересам ПФУ. Тем более что сокращение дефицита в Пенсионном фонде было одним из требований для возобновления сотрудничества с МВФ и получения очередного транша.
***
Реконструкция вещевой части Центрального рынка для предпринимателей кстати и некстати. С одной стороны, работать станет гораздо удобнее, с другой — право на работу обойдется очень дорого.
Говорит Юрий Богаченко, и. о. директора ООО «КООП-РЫНОК»:
— К началу реконструкции рынка из 400 работающих в этой части 350 понимали, что в таких условиях торговать нельзя. Еще человек 30—50 хотели улучшения условий, но бесплатно. А человек 10—15, которые торговали секонд-хендом без оформления договоров, не хотели ее вообще: они-то выступили основными противниками реконструкции рынка. С другой стороны, городская власть занимала неоднозначную позицию, что только подогревало враждебные настроения. С одной стороны, у города нет денег за свой счет привести рынок в порядок, с другой стороны — несколько лет судились с предприятиями, которым сами же сдали землю в аренду. Но не выиграли ни одного суда!
Может, неправильно, что начало реконструкции сопровождалось такими бурными и негативными событиями, но, с другой стороны, это искусственное противодействие не предоставляло другого выхода — пришлось рубить гордиев узел. Со своей стороны мы законов не нарушали и сейчас действуем в правовом поле. Никто, кстати, не отменял выданное нам разрешение на начало строительных работ.
1 июня мы начали строительство, буквально за неделю был уложен абсолютно ровный асфальт, арочными крышами перекрыты проезды, и уже 17-го приступили к установке бутиков. Обновленные рабочие места предоставим всем желающим, во всяком случае, пока никто не заявлял, что отказывается от субаренды. Сам арендатор предоставляет беспроцентную рассрочку платежей, а арендная плата установлена совсем небольшая.
Рынок частями реконструируется, вот только «железка»… Год тому назад получено разрешение на проведение реконструкции этой части рынка, но если начиная обновление вещевой части, мы точно знали, что сможем всем предоставить места, то здесь после реконструкции можно разместить только половину. Поэтому пока не найдем выход — ничего делать там не будем.
***
Предпринимательница Лида уже освоила новый бутик:
— Обновлять рынок нужно было обязательно. Нас зимой заметало снегом, летом заливало дождями, а посетители ломали себе ноги на колдобинах. Но 17 тысяч гривен только за право начать торговлю в новом бутике — это очень дорого. Да еще плюс 300 гривен аренды и 15 гривен местового. В то же время вчера, например, я заработала только 30 гривен. Но что поделаешь, я думаю, приспособимся, выхода нет…
Комментарий:
— Я не понимаю, — недоумевает Виталий Сальва, председатель Черниговской городской профсоюзной организации «Предприниматель», — почему все наши законодатели и нормотворцы игнорируют Закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» №1160-IV, принятый еще в 2003 году? Закон разработан по европейским нормам и принес бы в Украину такую же стабильность, как в европейских государствах.
Если бы Кабмин следовал нормам, заложенным в этом законе, то предупредил бы принятие нормативных актов с заложенными в них негативными и нулевыми последствиями. В законе прописан порядок анализа выгод и затрат проекта, альтернативные способы. Это исключило бы судьбу многих законов, вызывающих отчаяние предпринимателей, коллапс производственных отношений, тысячи судебных дел, оспаривающих эти непродуманные решения. А затем… их отменяют!
Вопрос предпринимателя пока остается без ответа.
Правительство помогает развитию бизнеса или мешает ему?
Николай, студент
— Мне кажется, что все же больше мешает. Просто последнее время что-то слишком много проблем вокруг... И с рынками проблемы — не дают людям работать. Все идет к тому, чтобы сильнейшие выживали. Останутся только те, у кого много денег.
Елена, учительница
— Исходя з общих представлений, скажу, что, кажется, не на всю силу дают бизнесу развиваться. Прежде всего, у людей, у которых есть энтузиазм, нет возможности подняться. Мне кажется, эту политику нужно совершенствовать для того, чтобы молодежь была уверена в своем будущем.
Петр Иванович, геодезист
— Думаю, правительство только мешает, потому что больше занято собой, а не проблемами, которые нужно решать.
Людмила, медик
— Мы сегодня как раз на работе по этому поводу возмущались с сотрудниками. И решили, что как раз бизнесу помогают. Кое-где его поддерживают, кое-где прижимают, но в результате бизнесу все равно лучше.
Николай, безработный
— Мне кажется, что больше мешает, чем помогает. Видно, что никто не хочет, чтобы люди зарабатывали. Взять даже наши рынки — нигде нет работы, а их закрывают.
Лариса Добрынина, еженедельник "Взгляд" №26 (107)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лариса Добрынина, предприниматели