школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
школа Оптима
Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Город и регион » Новая система оплаты в троллейбусах: «плюсы» и «минусы»



SHOPTOYS

Новая система оплаты в троллейбусах: «плюсы» и «минусы»

Картинки с QR-кодом на стеклах троллейбусов уже, наверное, видели все, кто пользуется общественным транспортом от КП «ЧТУ». А вот воспользовались новой платежной системой далеко не многие. Как можно оплатить проезд в троллейбусе при помощи смартфона и какие «плюсы» и «минусы» новой платежной услуги разбирались журналисты сайта.

Как работает новая услуга
Желание испытать новую платежную систему за проезд появилось сразу же, как только в черниговских троллейбусах на стеклах были развешены наклейки с QR-кодом. Но, в связи с переполненностью троллейбусов сделать это было не просто.



Сегодня, 22 марта, сев практически на конечной остановке в пустой троллейбус, удалось полностью оценить предложенную систему оплаты.
Следует отметить, что новой системой оплаты за проезд в троллейбусах Чернигова могут воспользоваться далеко не все.
Для этого нужно выполнение ряда условий:
1. Нужен смартфон или планшет с подключением к сети Интернет;
2. На устройстве должно быть установлено и подключено приложение «Приват24»;
3. У пассажира должен быть банковский счет (карта) на которой есть, как минимум, 2 грн.





Все эти условия были выполнены, и когда подошла кондуктор и попросила оплатить за проезд, в дело пошел смартфон.
Процедура оплаты заинтересовала не только находившихся в троллейбусе пассажиров, но и кондуктора – по ее словам, система работает, но платят при помощи программы пока не часто.



Сканирование QR-кода длилось больше обычного. То ли троллейбус качало, то ли в салоне было темно, но время сканирования слишком затянулось.
– Ну что ж, не получается, так платите по-старому, – предложила кондуктор.
Но, эксперимент есть эксперимент – с третьей попытки смартфон сообщил о том, что сканирование состоялось успешно и предложил подтвердить оплату. При этом стоимость проезда за счет комиссии банка не повысилась – 2 грн.



Кнопка «подтвердить» нажата и две гривны списало со счета, но, картинки с билетом не появилось!
– Вы не забудьте закомпостировать билет! – настаивала кондуктор. Но, тут было не до компостера – нужно было отыскать картинку с билетом в приложении.
Наконец-то картинка с билетом нашлась в одном из приложений Приват24, но, как оказалось, «компостировать» черниговский билет не нужно. На нем уже стояла отметка «закомпостировано».



– Вы мне покажите время оформления билета и дату, а то уже появились пассажиры, которые начали обманывать с билетами, – настаивала кондуктор.
После того, как время и дату оформления билета установили, дошла очередь и до номера троллейбуса. Прочитав номер троллейбуса на билете, кондуктор начала искать номер на кабине водителя. Повезло! Номера совпали…

В целом, как показалось, процесс оформления и предъявления электронного билета занял больше минуты времени.
– Это сейчас хорошо, когда пассажиров в троллейбусе нет. А представьте, полный салон и все смартфонами оплачивают. Я и проверить не успею, – жалуется кондуктор.





Чуть позже она подошла с инструкцией и попросила уточнить ряд моментов. Насколько можно было понять, сама форма билета в инструкции и по факту несколько отличались, что вводило кондуктора в заблуждение. Кроме того, кондуктор попросила «прокрутить» билет – по ее словам подделка при прокрутке исчезает. По крайней мере, так гласила инструкция.
За время поездки по маршруту №10 от ЗАЗа до Рокоссовского никто из пассажиров новой услугой так и не воспользовался.

Первые впечатления

В Чернигове услугу по оплате проезда при помощи смартфона ввели с 17 марта. На сегодняшний день ей воспользовались порядка четырех сотен пассажиров. Введение услуги электронного платежа стало инициативой банка. Она была реализована при активной поддержке Черниговского городского совета.
Как рассказывают очевидцы, наклейки с QR-кодом в троллейбусах расклеивали представители банка, поэтому каких либо затрат на покупку оборудования ни городской бюджет ни КП «ЧТУ» не понесло.



• Попытка сканирования кода по фотографии при высокой скорости Интернет также показала большую задержку при сканировании. Это говорит о том, что параметры Интернета на скорость сканирования не влияет. Вероятно, разработчикам системы следует уточнить, почему это происходит (кстати, львовский код сканируется гораздо быстрее).
• Уверены, что первая оплата – не показатель. При последующих оплатах процесс будет идти быстрее.
• Следует отметить не совсем удобное размещение кодов на стеклах троллейбусов. Для того, чтобы сканировать код, пришлось делать это с пассажирского сиденья. Если места для сиденья будут заняты, сделать это через головы пассажиров будет не просто. Как вариант, расклеить коды можно на потолке троллейбуса.
• Также руководству КП «ЧТУ» следует доработать инструкцию для кондукторов и привести ее в соответствие черниговским реалиям.
• Кроме того, разработчикам сервиса не помешало бы увеличить шрифт на времени и дате оформления билета.
• Нельзя утверждать, что услуга моментально станет массовой: далеко не все пассажиры троллейбусов пользуются смартфонами с Интернетом, сервисом Приват24 и картами банка. Но, как сервис для определенной категории граждан, которые «дружат с Интернетом» и не хотят носить в карманах мелочь от кондукторов, сервис имеет право на присутствие во всем общественном транспорте Чернигова.
• Большим «плюсом» можно считать дешевизну услуги – никакого дополнительного оборудования для внедрения не требуется.
• В то же время «минусом» можно считать время на оформление билета и проверку его кондуктором – взять две гривны и оторвать бумажный билетик гораздо быстрее.


По нашим субъективным оценкам за новый сервис по оплате проезда в троллейбусах Чернигова можно ставить твердую «четверку».

Как у других?
По имеющейся информации первым городом, внедрившим услугу, был Львов. Там оплата смартфоном была внедрена еще 16 февраля. Кроме Чернигова 17 марта оплату проезда QR-кодами внедрили в Ивано-Франковске.



Никита Викторов, журналист:
– На мой взгляд, минусов у системы нет никаких. Я пробовал несколько раз платить за проезд – код сканируется с первого раза. Просто бывает, что Интернет «тормозит», это и вызывает задержку. Единственное, в чем недостаток – комиссию банку оплачивает КП «ЧТУ». Сумма для ЧТУ – 5% от стоимости билета. Тот же Львов платит банку 10% от стоимости билета, так что у нас условия льготные. Для пассажиров неудобств никаких. Сначала пенсионеры начали возмущаться, что, мол, неудобно. Но, ведь, кондукторов никто не убирает и эта система – в дополнение к действующей. Банк сам печатал коды и сам их клеил. КП «ЧТУ» на эту систему не потратило ни копейки – и это тоже плюс. Такая же точно система уже больше месяца действует во Львове. Только там билеты компостируют, поэтому и в электронной системе необходимо сначала купит билет, а потом еще нажать кнопку «закомпостировать». У нас этой процедуры нет. Оцениваю нововведение на отлично. Это первый этап к электронным платежам за проезд в Чернигове. Кроме этого в Чернигове будет вводиться еще и полноценная система электронных платежей за проезд с карточками и валидаторами. 

Напомним, 17 января Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, которым вводится автоматизированная система учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте., а в начале февраля этот закон подписал Президент. Единый электронный билет — это, фактически, аналог карточки-универсального проездного билета. Такое нововведение позволит отказаться от наличного расчета в транспорте.

Gorod.cn.ua

Теги: ЧТУ, проезд, э/билет, услуги, сервис

Добавить в:
Армения



ЦентрКомплект