Мобильная версия сайта Главная страница » Блоги » Мистика Болдиных гор » К.Д. Ушинский и современный педагогический процесс на Украине



К.Д. Ушинский и современный педагогический процесс на Украине

Нравится Рейтинг поста: + 2

Черниговский национальный педагогический университет имени Тараса Григорьевича Шевченко.

В Черниговском национальном педагогическом университете имени Т.Г. Шевченко прошла научно-практическая конференция «Идеи К.Д. Ушинского в развитии отечественного образования». На ней шла речь о творческом наследии основоположника педагогической науки в дореволюционной России, той роли, которую сыграли его педагогические идеи в контексте своего времени, их взаимосвязи с актуальными проблемами современной педагогической науки и образования на Украине.

Юные годы Константина Дмитриевича Ушинского (2 марта 1824 — 3 января  1871 по н.с.) прошли на Черниговщине в небольшом уездном городке Новгороде-Северском, куда из Тулы перевели на должность судьи его отца. Именно на черниговской земле формировался характер подростка, а новгород-северская гимназия, которую он окончил в 1840 году, пробудила у него интерес к наукам. Дальнейшее своё образование он уже продолжил на юридическом факультете Московского университета, который успешно окончил в 1846 году, и с этого времени начинается его не всегда удачная работа в учебных заведениях России. Так, из Ярославского Демидовского юридического лицея его увольняют якобы из-за политической неблагонадёжности.

Не станем касаться дальнейших подробностей его судьбы, которая широко известна, лишь упомянем, что со ставшей для него родной черниговской землёй он не порвал связи. Долгое время у него был свой дом в селе Богдановка Глуховского уезда (теперь Шосткинский район Сумской области) Черниговской губернии. А после трагической смерти своего старшего сына Павла, он переехал с семьёй в Киев. Но тяжёлая болезнь заставила Константина Дмитриевича отправиться на лечение в Крым, в дороге ему стало плохо, он остановился в Одессе, здесь и прошли его последние дни. А похоронили его в киевском Выдубецком монастыре.

Трудно переоценить место Ушинского в развитии педагогической науки дореволюционной России. Известному русскому педагогу Л.Н. Модзалевскому — кто из старшего поколения не помнит его строчки: «Дети! В школу собирайтесь, // Петушок пропел давно!», принадлежат слова: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

Мысли Ушинского о народном образовании произвели неизгладимое впечатление на современников, а его учебник для детей «Родное слово» и книга «Детский мир» получили высокую оценку. Однако делом всей жизни Ушинского считается его научная работа «Человек как предмет воспитания». Книга эта не потеряла своего значения и в наше время, ведь по мысли Ушинского научно обоснованный педагогический процесс должен учитывать личность ребёнка со всеми его психологическими особенностями.

В дореволюционной России и в советское время труды Ушинского неоднократно переиздавались. Советская школа широко использовала в своей практике основные положения его педагогического учения, в основе которого лежал принцип антропоцентризма: главное — это ученик, все мысли и усилия педагога должны быть направлены на него, а учебно-воспитательная работа должна иметь социальную значимость, соответствовать духу и требованиям своего времени.

С развалом СССР педагогическое наследие Ушинского никоим образом не потеряло своего жизненного звучания. И сегодня педагогические школы России, Украины, Беларуси, Грузии, Армении и других бывших союзных республик, а теперь уже суверенных государств, считают Ушинского основоположником своих отечественных педагогических школ.
***

Проректор по научной работе Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, доктор исторических наук, профессор В.А. Дятлов.

Мы беседуем с проректором по научной работе Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, доктором исторических наук, профессором Владимиром Александровичем Дятловым.

— Владимир Александрович, кто был инициатором конференции в педуниверситете?

— Инициатива исходила от нашего вуза, поддержали её Управление науки и образования Черниговской областной государственной администрации и Президиум Национальной академии педагогических наук Украины. Конференция проходила 7-8 июня, в ней принимали участие Президент академии педагогических наук Украины Кремень В.Г., члены Президиума академии педагогических наук, представители различных вузов Украины, а также преподаватели нашего педуниверситета.

— Что Вы можете сказать о работе конференции, её практических результатах?

— В целом конференция была направлена на осмысление и применение в современных условиях идей Константина Дмитриевича Ушинского в сфере образования. Поэтому часть докладов была посвящена изучению его жизни и деятельности, ведь он оставил после себя большое наследие, которое ещё нуждается в дальнейшем осмыслении. Вторая часть докладов была связана с решением актуальных проблем современного образования и воспитания. А если говорить о практических её результатах, вот сейчас педуниверситет готовит сборник докладов, прозвучавших на конференции. Думается, знакомство с ним поможет педагогам Украины и, конечно, Черниговщины, по-новому осмыслить творческое наследие Ушинского применительно к реалиям современного педагогического процесса.

— Педагогические идеи Ушинского были актуальны в дореволюционной России, не потеряли они своего значения и в советское время. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1952 году вышло десятитомное издание его трудов. А так ли уж актуально наследие Ушинского в наше время, когда экономические, политические и социальные ориентиры в жизни нашего государства поменялись на противоположные?

— Что касается идей Ушинского, они всегда находили широкий отклик у представителей различных идеологических и политических направлений, начиная со второй половины XΙX столетия и до наших дней. Разве не современно звучит его мысль о народности образования, что педагогический процесс не возможен без глубокого изучения родного языка. А для этого учитель должен сам хорошо уяснить «что такое язык народа, которому мы хотим учить». Или вот его идеи о связи воспитания и образования с национальными особенностями, о роли учителя в образовании и воспитании. Тут можно говорить много, но вот хотелось бы отметить его мысль о патриотическом воспитании, являющимся по его образному выражению «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество». «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...», — говорил он.

— В мае 2005 года Украина присоединилась к «Болонскому процессу» и обязалась модернизировать свою систему высшего образования на основе европейских образовательных стандартов. Не будут ли в ходе этих преобразований забыты свои национальные педагогические идеи, не канет ли в лету, как не актуальное, творческое наследие Ушинского?

— Высшее образование Украины сегодня ориентировано на вхождение в современное европейское образовательное пространство. Один из механизмов этой интеграции является Болонский процесс. Прежде всего, он даёт возможность готовить современных специалистов на основе европейских стандартов. В свою очередь это открывает дорогу для признания украинских дипломов об образовании на территории Европейского Союза.

Одним из ключевых моментов Болонского процесса является рейтинговая система качества образования. Она требует постоянного участия студентов в освоении знаний с соответствующими оценками каждого из этапов обучения. При этом качество уровня знаний студентов оценивается по традиционной национальной пятибалльной системе, а параллельно — на основе 100-бальной европейской системы. К сожалению, в Украине существуют различные системы оценок знаний. В школе это 12-бальная система, а в структуре независимого тестирования существует 200-бальная. Плохо это или хорошо покажет время.

А если уж говорить об идеях Ушинского, они не устарели и звучат вполне современно. Сказал бы, в духе Болонского процесса, который предполагает сохранение особенностей национального образования. Прежде всего, это целый набор стимулов к освоению знаний. Одним из таких стимулов является соревновательность, которая предполагает соответствующее поощрение в виде оценок, когда каждый студент желает получить как можно больше баллов для своего рейтинга.

— Не кажется ли Вам, что с вхождением Украины в Болонский процесс количество проблем украинского высшего образования только умножилось? Европейское образование предполагает три уровня: «бакалавр», «магистр» и «доктор философии». Проучившись четыре года и получив квалификационный уровень «бакалавр», выпускник вуза часто остаётся невостребованным, так как в нашем обществе сложилось мнение, что это просто человек с неоконченным высшим образованием. А потому обязательно нужно учиться ещё год, чтобы получить «полноценное» высшее образование и квалификационный уровень «магистр».

— Одной из нерешённых проблем внедрения Болонской системы образования в Украине является проблема трудоустройства бакалавра, что предполагает более чёткое определение и применение профессионального предназначения бакалавров. Поэтому сегодня практически все бакалавры стараются получить образование на уровне специалиста или магистра.

— А какая разница между специалистом и магистром? Сошлюсь на мнение ректора Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» М.З. Згуровского, высказанное им в статье "Болонский процесс: структурная реформа высшего образования на европейском пространстве". Он считает, что существует «неоправданная путаница в понимании уровней специалиста и магистра», так как программы их подготовки схожи, а вот аккредитуются они по разным уровням — третьему и четвёртому.

— В Украине из-за отсутствия нового закона о высшем образовании сохраняется квалификационный уровень специалиста. Сегодня на основе бакалавра в высших учебных разного уровня параллельно идёт подготовка специалистов и магистров. Это предполагает разные дипломы и определённые отличия в содержании образования. Сегодня подготовка магистров в большей степени ориентируется на более глубокую научно-исследовательскую работу. Они лучше подготовлены для продолжения этой работы в аспирантуре.
В проектах нового закона о высшем образовании уровень специалиста отсутствует, предполагается только уровень бакалавра и магистра. С принятием этого закона путаница с пониманием уровня специалиста и магистра исчезнет.

— Можно много ещё говорить о плюсах и минусах европейской системы образования, внедряемой на Украине, но вернёмся к К.Д. Ушинскому. На Черниговщине не без основания считают его своим земляком. В этой связи хотелось бы услышать о роли педагогов Черниговщины в творческом освоении и практическом применении идей основоположника российской (и украинской!) научной педагогики?

— Этому был посвящён доклад «К.Д. Ушинский и развитие педагогической науки на Черниговщине» доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента НАПН Украины, ректора нашего педуниверситета Н.А. Носко.
И юные, и зрелые годы Ушинского связаны с черниговской землёй. Под влиянием его педагогических идей многие учителя, деятели науки и культуры Черниговщины внесли свой весомый клад в отечественную педагогичную мысль. Это известный украинский писатель, поэт, этнограф Пантелеймон Кулиш (1819-1897), который также окончил в своё время новгород-северскую гимназию. Его книги «Просмотр украинских книжек», «Кое-что о воспитании детей», «Воспитание ребёнка» обогатили украинскую педагогическую мысль и актуальны сегодня. Назову ещё известного украинского поэта и издателя Леонида Глибова (1827-1893), писателя и педагога, автора школьных учебников Александра Конисского (1836-1900), педагога и общественного деятеля Софию Русову (1856-1940), замечательного украинского писателя Михаила Коцюбинского (1864-1913).
Ценными для педагогов Черниговщины стали слова Ушинского, что «от учителя народной школы, особенно от того, кто живёт в селе или небольшом городке, справедливо требовать, чтобы его жизнь не только не давала повод для искушения, не только не уничтожала уважение к нему в родителях и детях, а наоборот, стало примером как для них, так и для других и не противоречила его школьным наставлениям».
На Черниговщине всегда чтили память своего земляка. Именем «учителя учителей» названы новгород-северская гимназия, улица в областном центре и Черниговский областной институт последипломного педагогического образования.


Черниговский областной институт последипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского.

— Спасибо за интервью, желаю Вам и университету дальнейшей плодотворной работы на благо Украины!

Добавить в:
Армения

Стомат Гарант

ЦентрКомплект